Огневушка-Поскакушка - сказ Павла Бажова, на котором воспитано не одно поколение ребят. В нем говорится о том, как однажды вечером рабочие сидели у костра вместе с мальком Федюнькой. Внезапно из костра выпрыгнула рыжая красавица, прозванная в народе Огневушка. Она сплясала, остановилась у дерева и пропала. Что это означало, и кому повстречается еще раз? Разузнайте с детьми из сказки. Она учит быть трудолюбивым, открытым душой, не брать от природы лишнего и верить в себя.

Сидели раз старатели круг огонька в лесу. Четверо больших, а пятый парнишечко. Лет так восьми, не больше, Федюнькой его звали.

Давно всем спать пора, да разговор занятный пришелся. В артелке, видишь, один старик был. Дедко Ефим. С молодых годов он из земли золотую крупку выбирал. Мало ли каких случаев у него бывало. Он и рассказывал, а старатели слушали.

Отец уж сколько раз говорил Федюньке:

Ложился бы ты, Тюньша, спать!

Парнишечку охота послушать.

Погоди, тятенька! Я маленечко еще посижу.

Ну, вот… Кончил дедко Ефим рассказ. На месте костерка одни угольки остались, а старатели всё сидят да на эти угольки глядят.

Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонька. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.

Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. У старателей дух захватило. Глядят - не наглядятся, а сами молчат, будто задумались.

Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, - видно, ей тесно стало, - пошире пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдет, так и подрастет маленько. Старатели дальше отодвинутся. Она еще круг даст и опять подрастет. Когда вовсе далеко отодвинулись, девчонка по промежуткам в охват людей пошла, - с петлями у ней круги стали. Потом и вовсе за людей вышла и опять ровненько закружилась, а сама уже ростом с Федюньку. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубенками блеснула, платочком махнула, как свистнула:

Фи-т-ть! й-ю-ю-у…

Тут филин заухал, захохотал, и никакой девчонки не стало.

Кабы одни большие сидели, так, может, ничего бы дальше и не случилось. Каждый, видишь, подумал:

“Вот до чего на огонь загляделся! В глазах зарябило… Неведомо что померещится с устатку-то!”

Один Федюнька этого не подумал и спрашивает у отца:

Тятя, это кто?

Отец отвечает:

Филин. Кому больше-то? Неуж не слыхал, как он ухает?

Да не про филина я! Его-то, поди-ка, знаю и ни капельки не боюсь. Ты мне про девчонку скажи.

Про какую девчонку?

А вот которая на углях плясала. Еще ты и все отодвигались, как она широким кругом пошла.

Тут отец и другие старатели давай доспрашивать Федюньку, что он видел. Парнишечко рассказал. Один старатель еще спросил:

Ну-ко, скажи, какого она росту была?

Сперва-то не больше моей ладошки, а под конец чуть не с меня стала. Старатель тогда и говорит:

А ведь я, Тюньша, точь-в-точь такое же диво видел.

Федюнькин отец и еще один старатель это же сказали. Один дед Ефим трубочку сосет и помалкивает. Старатели приступать к нему стали:

Ты, дедко Ефим, что скажешь?

А то и скажу, что это не видел, да думал - померещилось мне, а выходит - и впрямь Огневушка-Поскакушка приходила.

Какая Поскакушка?

Дедко Ефим тогда и объяснил:

Слыхал, дескать, от стариков, что есть такой знак на золото - вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото. Не сильное золото, зато грудное, и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а дальше все меньше да меньше и на нет сойдет. Выроешь эту редьку золотого песку - и больше на том месте делать нечего. Только вот забыл, в котором месте ту редьку искать: то ли где Поскакушка вынырнет, то ли где она в землю уйдет.

Старатели и говорят:

Это дело в наших руках. Завтра пробьем дудку сперва на месте костерка, а потом под сосной испробуем. Тогда и увидим, пустяшный твой разговор или всамделе что на пользу есть.

С этим и спать легли. Федюнька тоже калачиком свернулся, а сам думает:

“Над чем это филин хохотал?”

Хотел у дедка Ефима спросить, да он уже похрапывать принялся.

Проснулся Федюнька на другой день поздненько и видит - на вчерашнем огневище большая дудка вырыта, а старатели стоят у четырех больших сосен и все говорят одно:

На этом самом месте в землю ушла.

Федюнька закричал:

Что вы! Что вы, дяденьки! Забыли, видно! Вовсе Поскакушка под этой вот сосной остановилась… Тут и ножкой притопнула.

На старателей тут сомненье пришло. Пятый пробудился - пятое место говорит. Был бы десятый - десятое бы указал. Пустое, видать, дело.

Бросить надо.

Все ж таки на всех местах испытали, а удачи не вышло. Дедко Ефим и говорит Федюньке:

Обманное, видно, твое счастье.

Федюньке это нелюбо показалось. Он и говорит:

Это, дедо, филин помешал. Он наше счастье обухал да обхохотал.

Дед Ефим свое говорит:

Филин тут - не причина.

А вот и причина!

Нет, не причина!

А вот и причина!

Спорят так-то вовсе без толку, а другие старатели над ними да и над собой смеются:

Старый да малый оба не знают, а мы, дураки, их слушаем да дни теряем.

С той вот поры старика и прозвали Ефим Золотая Редька, а Федюньку - Тюнькой Поскакушкой.

Ребятишки заводские узнали, проходу не дают. Как увидят на улице, так и заведут:

Тюнька Поскакушка! Тюнька Поскакушка! Про девчонку скажи! Скажи про девчонку!

Старику от прозвища какая беда? Хоть горшком назови, только в печку не ставь. Ну, а Федюньке по малолетству обидно показалось. Он и дрался, и ругался, и ревел не раз, а ребятишки пуще того дразнят. Хоть домой с прииска не ходи. Тут еще перемена жизни у Федюньки вышла. Отец-то у него на второй женился. Мачеха попалась, прямо сказать, медведица. Федюньку и вовсе от дома отшибло.

Дедко Ефим тоже не часто домой с прииска бегал. Намается за неделю, ему и неохота идти, старые ноги колотить. Да и не к кому было. Один жил.

Вот у них и повелось. Как суббота, старатели домой, а дедко Ефим с Федюнькой на прииске останутся.

Что делать-то? Разговаривают о том, о другом. Дедко Ефим рассказывал побывальщины разные, учил Федюньку, по каким логам золото искать и протча тако. Случалось, и про Поскакушку вспомнят. И все у них гладко да дружно. В одном сговориться не могут. Федюнька говорит, что филин всей неудаче причина, а дедко Ефим говорит - вовсе не причина.

Раз так-то заспорили. Дело еще на свету было, при солнышке. У балагана все-таки огонек был - от комаров курево. Огонь чуть видно, а дыму много. Глядят - в дыму-то появилась махонькая девчонка. Точь-в-точь такая же, как тот раз, только сарафанчик потемнее и платок тоже. Поглядела веселыми глазками, зубенками блеснула, платочком махнула, ножкой притопнула и давай плясать.

Сперва круги маленькие давала, потом больше да больше, и сама подрастать стала. Балаган на пути пришелся, только это ей не помеха. Идет, будто балагана и нет. Кружилась-кружилась, а как ростом с Федюньку стала, так и остановилась у большой сосны. Усмехнулась, ножкой притопнула, платочком махнула, как свистнула:

Фи-т-ть! й-ю-ю-у…

И сейчас же филин заухал, захохотал. Дедко Ефим подивился:

Откуда филину быть, коли солнышко еще не закатилось?

Видишь вот! Опять филин наше счастье спугнул. Поскакушка-то, может, от этого филина и убежала.

А ты разве видел Поскакушку?

А ты разве не видел?

Начали они тут друг дружку расспрашивать, кто что видел. Все сошлось, только место, где девчонка в землю ушла, у разных сосен указывают.

Как до этого договорились, так дедко Ефим и вдохнул:

О-хо-хо! Видно, нет ничего. Одна это наша думка.

Только сказал, а из-под дерна по балагану дым повалил. Кинулись, а там жердник под деревом затлел. По счастью, вода близко была. Живо залили. Все в сохранности осталось. Одне дедовы рукавицы обгорели. Схватил Федюнька рукавицы и видит - дырки на них, как следочки от маленьких ног. Показал это чудо дедке Ефиму и спрашивает:

Это, по-твоему, тоже думка?

Ну, Ефиму податься некуда, сознался:

Правда твоя, Тюньша. Знак верный - Поскакушка была. Придется, видно, завтра опять ямы бить - счастье пытать.

В воскресенье и занялись этим с утра. Три ямы вырыли - ничего не нашли. Дедко Ефим жаловаться стал:

Наше-то счастье - людям смех.

Федюнька опять вину на филина кладет:

Это он, пучеглазик, наше счастье обухал да обхохотал. Вот бы его палкой!

В понедельник старатели прибежали из заводу. Видят - свежие ямы у самого балагана. Сразу догадались, в чем дело. Смеются над стариком-то:

Редька редьку искал…

Потом увидели, что в балагане пожар начинался, давай их ругать обоих. Федюнькин отец зверем на парнишку накинулся, чуть не поколотил, да дедко Ефим застоял:

Постыдился бы мальчонку строжить! Без того он у тебя боится домой ходить. Задразнили да загрызли парнишка. Да и какое его вина? Я, поди-ко, оставался - с меня и спрашивай, коли у тебя урон какой случился. Золу, видно, из трубки высыпал с огоньком - вот и загорелось. Моя оплошка - мой и ответ.

Отчитал так-то Федюнькиного отца, потом и говорит парнишку, как никого из больших близко не было.

Эх, Тюньша, Тюньша! Смеется над нами Поскакушка. Другой раз случится увидеть, так ей в глаза надо плюнуть. Пускай людей с пути не сбивает да на смех не ставит!

Федюнька свое заладил:

Дедо, она не со зла. Филин ей вредит.

Твое дело, - говорит Ефим, - а только я больше ямы бить не стану. Побаловался - и хватит. Немолодые мои годы - за Поскакушкой скакать.

Ну, разворчался старик, а Федюньке все Поскакушки жаль.

Ты, дедо, не сердись на нее! Вон она какая веселая да хорошая. Счастье бы нам открыла, кабы не филин.

Про филина дедко Ефим промолчал, а на Поскакушку все ворчит:

То-то она счастье тебе открыла! Хоть домой не ходи!

Сколько ни ворчит дедко Ефим, а Федюнька свое:

А как она, дедо, ловко пляшет!

Пляшет-то ловко, да нам от этого ни жарко ни холодно, и глядеть неохота.

А я бы хоть сейчас поглядел! - вздохнул Федюнька. Потом и спрашивает: - А ты, дедо, отворотишься? И поглядеть тебе не любо?

Как - не любо? - проговорился дедко, да спохватился и давай опять строжить Федюньку: - Ох и упорный ты парнишко! Ох и упорный! Что в головенку попало, то и засело! Будешь вот, что мое же дело, - всю жизнь мыкаться, за счастьем гоняться, а его, может, вовсе и нету.

Как нету, коли я своими глазами видел.

Ну, как знаешь, а я тебе не попутчик! Набегался. Ноги заболели.

Поспорили, а дружбу вести не перестали. Дедко Ефим по работе сноровлял Федюньке, показывал, а в свободный час о всяких случаях рассказывал. Учил, значит, как жить-то надо. И самые веселые у них те дни были, как они вдвоем на прииске оставались.

Зима загнала старателей по домам. Рассовал их приказчик до весны по работам куда пришлось, а Федюнька по малолетству дома остался. Только ему дома-то несладко. Тут еще новая беда пришла: отца на заводе покалечило. В больничную казарму его унесли. Ни жив ни мертв лежит. Мачеха и вовсе медведицей стала, - загрызла Федюньку. Терпел он, терпел да и говорит:

Пойду, нето, я к дедку Ефиму жить.

А мачехе что?

Провались ты, кричит, - хоть к Поскакушке своей!

Надел тут Федюня пимишки, шубейку-ветродуйку покромкой покрепче затянул. Хотел отцовскую шапку надеть, да мачеха не дала. Натянул тогда свою, из которой давно вырос, и пошел.

На улице первым делом парнишки налетели, дразниться стали:

Тюнька Поскакушка! Тюнька Поскакушка! Скажи про девчонку!

Федюня, знай, идет своей дорогой. Только и сказал:

Эх, вы! Несмышленыши!

Ребятам что-то стыдно стало. Они уж вовсе по-доброму спрашивают:

Ты куда это?

К дедку Ефиму.

К Золотой Редьке?

Кому Редька - мне дедко.

Далеко ведь! Еще заблудишься.

Знаю, поди-ко, дорогу.

Ну, замерзнешь. Вишь стужа какая, а у тебя и рукавиц нет.

Рукавиц нет, да руки есть, и рукава не отпали. Засуну руки в рукава - только и дела. Не догадались!

Ребятам занятно показалось, как Федюнька разговаривает, они и стали спрашивать по-хорошему:

Тюньша! Ты правда Поскакушку в огне видел?

И в огне видел, и в дыму видел. Может, еще где увижу, да рассказывать недосуг, - сказал Федюнька да и зашагал дальше.

Дедко Ефим то ли в Косом Броду, то ли в Северной жил. На самом выезде, сказывают, избушка стояла. Еще перед окошком сосна бортевая росла. Далеконько все ж таки, а время холодное - самая середина зимы. Подзамерз наш Федюнюшка. Ну, дошагал все ж таки. Только ему за дверную скобку взяться, вдруг слышит:

Фи-т-ть! й-ю-ю-у…

Оглянулся - на дороге снежок крутится, а в нем чуть метлесит клубочек, и похож тот клубочек на Поскакушку. Побежал Федюня поближе разглядеть, а клубочек уж далеко. Федюня за ним, он того дальше. Бежал-бежал за клубочком да и забрался в незнакомое место. Глядит - пустоплесье какое-то, а кругом лес густой. Посередине пустоплесья береза старая, будто и вовсе не живая. Снегу около нее намело гора горой. Клубочек подкатился к этой березе да вокруг нее и кружится.

Федюнька в азарте-то не поглядел, что тут и тропочки нет, полез по цельному снегу.

“Сколько, - думает, - бежал, неуж спятиться?”

Добрался-таки до березы, а клубочек и рассыпался. Снеговой пылью Федюньке в глаза брызнул.

Чуть не заревел от обиды Федюнька. Вдруг у самой его ноги снег воронкой до земли протаял. Видит Федюнька - на дне-то воронки Поскакушка. Веселенько поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег-то от нее бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава зеленая да цветы лесные.

Обошла круг - тепло Федюньке стало, а Поскакушка шире да шире круг берет, сама подрастает, и полянка в снегу все больше да больше. На березе уж листочки зашумели. Поскакушка того больше старается, припевать стала:

У меня тепло!
У меня светло!
Красно летичко!
А сама волчком.да волчком - сарафанчик пузырем.

Когда ростом с Федюнькой выровнялась, полянка в снегу вовсе большая стала, а на березе птички запели. Жарынь, как в самый горячий день летом. У Федюньки с носу пот каплет. Шапчонку свою Федюнька давно снял, хотел и шубенку сбросить, Поскакушка и говорит:

Ты, парень, побереги тепло-то! Лучше о том подумай, как назад выберешься! Федюнька на это и отвечает:

Сама завела - сама выведешь! Девчонка смеется:

Ловкий какой! А если мне недосуг?

Найдешь время! Я подожду!

Девчонка тогда и говорит:

Возьми-ко лучше лопатку. Она тебя в снегу согреет и домой выведет.

Поглядел Федюнька - у березы лопатка старая валяется. Изоржавела вся, и черенок расколотый.

Взял Федюнька лопатку, а Поскакушка наказывает:

Гляди из рук не выпусти! Крепче держи! Да дорогу-то примечай! Назад тебя лопата не поведет. А ведь придешь весной-то?

А как же? Непременно прибежим с дедком Ефимом. Как весна - так мы и тут. Ты тоже приходи поплясать.

Не время мне. Сам уж пляши, а дедко Ефим пусть притопывает!

Какая у тебя работа?

Не видишь? Зимой лето делаю да таких, как ты, работничков забавляю. Думаешь - легко?

Сама засмеялась, вертнулась волчком и платочком махнула, как свистнула:

Фи-т-ть! й-ю-ю-у…

И девчонки нет, и полянки нет, и береза стоит голым-голешенька, как неживая. На вершине филин сидит. Кричать - не кричит, а башкой ворочает. Вокруг березы снегу намело гора горой. В снегу чуть не по горло провалился Федюнька и лопаткой на филина машет. От Поскакушкина лета только то и осталось, что черенок у Федюньки в руках вовсе теплый, даже горячий. А рукам тепло - и всему телу весело.

Потянула тут лопата Федюньку и сразу из снега выволокла. Сперва Федюнька чуть не выпустил лопату из рук, потом наловчился, и дело гладко пошло. Где пешком за лопатой идет, где волоком тащится. Забавно это Федюньке, а приметки ставить не забывает. Это ему тоже легонько далось. Чуть подумает засечку сделать, лопатка сейчас тюк-тюк - две ровнешеньких зарубочки готовы.

Привела лопатка Федюню к деду Ефиму затемно. Старик уж на печь полез. Обрадовался, конечно, стал спрашивать, как да что. Рассказал Федюнька деду про случай, а старик не верит. Тогда Федюнька и говорит:

Посмотри вон лопатку-то! В сенках она поставлена.

Принес дедко Ефим лопатку да и углядел - по ржавчине-то золотые таракашки посажены. Целых шесть штук.

Тут дедко поверил маленько и спрашивает:

А место найдешь?

Как, - отвечает, - не найти, коли дорога замечена.

На другой день дедко Ефим раздобыл лыжи у знакомого охотника.

Сходили честь честью. По зарубкам-то ловко до места добрались. Вовсе повеселел дедко Ефим. Сдал он золотых таракашков тайному купцу, и прожили ту зиму безбедно.

Как весна пришла, побежали к старой березе. Ну, и что? С первой лопатки такой песок пошел, что хоть не промывай, а прямо руками золотины выбирай. Дедко Ефим даже поплясал на радостях.

Прихранить богатство не сумели, конечно. Федюнька - малолеток, а Ефим хоть старик, а тоже простота.

Народ со всех сторон кинулся. Потом, понятно, всех согнали начисто, и барин за себя это место перевел. Недаром, видно, филин башкой-то ворочал.

Все-таки дедко Ефим с Федюнькой хлебнули маленько из первого ковшичка. Годов с пяток в дотатке пожили. Вспоминали Поскакушку.

Еще бы показалась разок!

Ну, не случалось больше. А прииск тот и посейчас зовется Поскакушкинский.

Цели:

Обучающие:

    познакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова;

    обучать умению характеризовать поступки героев;

Развивающие:

    развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,

    продолжать формировать навык анализа художественного произведения;

    развитие грамотной устной речи;

    развивать навыки самостоятельной работы;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказки Бажова

«Медной горы Хозяйка»

Писатель Павел Петрович Бажов родился на Урале и прожил там долгую жизнь. Перед тем как стать писателем, он работал учителем в школе, затем работал в газете. Павел Петрович много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми славиться Урал. Собранию этого богатства он посвятил всю свою жизнь.

Бажов создал знаменитую книгу сказов «Малахитовая шкатулка», которую перевели почти на все языки мира. Он ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделил именно этими качествами. Книги Павла Петровича Бажова любимы и взрослыми, и детьми.

Язык, которым они написаны, близок к народному. Бажов выдающийся русский писатель, автор многих замечательных произведений.

– Отгадайте название сказки, которую мы будем читать.

Ответ: «Медной горы Хозяйка»

Вопросы по содержанию

– Понравился ли вам сказ?

– Какой эпизод сказа особенно запомнился?

– Как звали главного героя сказа? (Степан Петрович.)

– Где произошла встреча Степана с Хозяйкой медной горы? (На Красногорском руднике.)

– Что почувствовал Степан, когда ее увидел? (Испугался.)

– О чем Хозяйка медной горы попросила Степана? (Сказать приказчику, чтобы он не добывал руду на Красногорском руднике.) – Как Степан отреагировал на ее просьбу?

– Согласился ли Степан помочь Хозяйке?

– Какое обещание дала Хозяйка медной горы Степану? (Обещала выйти замуж.)

– Что случилось со Степаном после того, как он выполнил просьбу Хозяйки? (Его выпороли, спустили в гору и приковали цепями.)

– Как Хозяйка медной горы помогла Степану?

– Какие драгоценные камни видел Степан в горе?

– Почему Степан не взял замуж Хозяйку медной горы? (У него уже была невеста.)

– На каком условии отпустила Хозяйка Степана?

– Какой подарок она преподнесла Степану? (Малахитовую шкатулку.)

– Расскажите, как Хозяйка избавила Степана от приказчика?

– Как сложилась дальнейшая судьба Степана?

– Какое впечатление произвел на вас сказ?

– Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему?

– Принесла ли Степану счастье встреча с Хозяйкой медной горы?

Тест

1. Как звали главного героя сказа?

а) Василий б) Степан в) Игнат

2. Какое отчество было у Степана?

а) Петрович б) Иванович в) Степанович

3. Как назывался рудник, из которого добывали железную руду?

а) Красногорский в) Краснозаводский б) Красносельский

4. Кого встретил Степан у горы?

а) Хозяйку леса б) Хозяйку луга в) Хозяйку горы

5. Какие слуги были у Хозяйки?

а) Ящерицы б) Лисы в) Белки

6. В кого превращалась Хозяйка медной горы?

а) В лисицу б) В ящерицу в) В птицу

7. Кому Степан должен был передать слова Хозяйки?

а) Невесте б) Надзирателю в) Приказчику

8. Как звали невесту Степана?

а) Катя б) Настя в) Ольга

9. Что подарила Хозяйка медной горы Степану?

а) Шкатулку б) Кольцо в) Бусы

10. Какие камни нашли в руках Степана?

а) Бирюса б) Изумруд в) Агат

Ответ:

Цифровой диктант

1. Главный герой сказа Степан.

2. Лисы были слугами Хозяйки медной горы. (Ящерицы.)

3. Хозяйка горы превращалась в ящерицу.

4. У Хозяйки медной горы была черная коса.

5. Рудник назывался Красносельским. (Красногорский.)

6. Степан женился на Хозяйке горы.

7. Невесту Степана звали Катей. (Настей.)

8. Барин жил в Сан кт– Петербурге.

9. Барин из малахита хотел сделать сундук. (Столбы.)

10. В руках у Степана нашли изумруд.

Ответ:

Найдите слова в слове ШКАТУЛКА

Ответ: утка, лук, шутка, лак, шкала, акула, шакал, так, кукла, шут, тушка и т. д.

«Серебряное копытце»

Расшифруйте название сказа. Читайте только русские буквы

Ответ : «Серебряное копытце».

Вопросы по содержанию

– Понравился ли вам сказ?

– Назовите главных героев сказа?

– Почему Кокованя решил к себе взять сиротку?

– Расскажите, как жилось Даренке в приемной семье?

– Почему ей было плохо?

– Согласилась ли Дарен ка пойти жить к Коковане?

– Как ему удалось ее уговорить? Чем он ее увлек?

– Расскажите, как жили главные герои?

– Что Кокованя рассказал Даренке о козле?

– Заинтересовал ли Даренку рассказ старика?

– Зачем Даренка хотела с дедом в лес идти?

– Почему он ее с собой не взял? Как он ее отговорил?

– Почему Кокованя решил взять с собой Даренку, когда она стала проситься в следующий раз?

– Как жили Даренка и Кокованя в балагане?

– Расскажите, как произошла первая встреча Даренки и Серебряного копытца?

– Как кошка играла с Серебряным копытцем?

– Какое зрелище увидел Кокованя, когда вернулся к балагану?

– Почему Даренка не разрешила деду набрать камней?

– Какое впечатление произвела на вас эта история?

– Какой эпизод особенно запомнился? Почему?

Тест

1. Как звали деда, который усыновил Даренку?

а) Кокованя б) Ваня в) Валя

2. Как звали сиротку, которую взял к себе Кокованя?

а) Мария б) Дарья в) Настя

З. Назовите полное имя Даренки?

а) Дарья Григорьевна в) Дарья Ивановна б) Дарья Георгиевна

4. Сколько лет было Даренке?

а) 6 б) 10 в) 7

5. Как звали кошку Даренки?

а) Мурзик б) Барсик в) Мурка

6. Какого цвета была кошка девочки?

а) Серая б) Бурая в) Белая

7. Кого хотела увидеть Даренка в лесу?

а) Козлика б) Лису в) Волка

8. В какое время года Даренка увидела козлика?

а) Летом б) Весной в) Зимой

9. Какого цвета было копытце у козлика?

а) Серебряного б) Золотого в) Белого

10. На какой ноге было серебряное копытце у козла?

а) Левая передняя нога в) Обе передние ноги б) Правая передняя нога

11. Сколько веточек на рожках козлика?

а) 5 веточек б) 7 веточек в) 8 веточек

12. Какого цвета были камни, которые находили на покосном лужке?

а) Белые б) Красные в) Зеленые

Ответ:

Цифровой диктант

Учитель читает детям утверждения, если дети согласны с утверждением, ставят 1 (единицу), если не согласны – О (ноль).

1. Сиротку звали Дарья Григорьевна.

2. Даренку усыновила бабушка. (Дедушка.)

3. У Даренки была собака. (Кошка.)

4. Деда звали Кокованя.

5. Кошку звали Мурка.

6. Кошка была белого цвета. (Бурого.)

7. У козлика на рожках 5 веточек.

8. Серебряное копытце на левой ноге. (На правой.)

9. Козлик выбивал из копытца драгоценные камни.

10. Даренка поймала козлика. (Нет.

Ответ:

Найдите слова, который помогут вам описать характер Коковани и Даренки

Находчивый, глупый, нетерпеливый, терпеливый, доверчивый, щедрый, жадный, заботливый, добродушный, скромный, хвастливый, трусливый, смелый, хитрый, сильный, слабый, молчаливый, болтливый, завистливый, благородный, добрый, злой, трудолюбивый, мудрый, честный, простой, внимательный, справедливый.

Расшифруйте героев сказки

ВАОКНОКЯ

РЕНАДАК

ЛИКЗ0К

РЕНУМАК

Ответ:

КОКОВАНЯ ДАРЕНКА КО3ЛИК МУРЕНКА

Восстановите деформированный текст. Вставьте пропущенные слова

Так и стали жить вместе – дед , Даренка да кошка Муренка. Жили- , добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было.

Кокованя с утра на уходил, Даренка в избе , похлебку да варила, а кошка Муренка на охоту ходила, мышей К вечеру соберутся, и им.

Слова для справок: Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, кашу, ловила, весело.

«Огневушка – поскакушка»

Расшифруйте название сказки.

Ответ: «Огневушка–поскакушка».

Вопросы по содержанию

– Понравилась ли вам сказка?

– Какое впечатление она произвела на вас?

– Что особенно запомнилось?

– Что такое прииск? Кто такие старатели?

– Назовите главных героев сказки? (Федька и дед Ефим.)

– Кого увидели главные герои сказки в лесу?

– Расскажите, как произошла первая встреча Феди и Огневушки-поскакушки?

– Опишите, как выглядела Огневушка?

– Кто еще увидел Поскакушку?

– Что она делала? (Танцевала.)

– Почему мужики не сразу поверили в то, что видели? (Они подумали, что им показалось.)

– Что рассказал дед Ефим про Огневушку–поскакушку? (Там, где поплясала Огневушка–поскакушка, люди находили золото.)

– Какое впечатление произвел рассказ деда на Федю?

– Почему мужики не нашли на этом месте золота? (Не смогли найти места, где она танцевала.)

– Кто, по мнению Феди, помешал им найти нужное место? (Филин.)

– Почему деда Ефима и Федьку стали дразнить в деревне?

– Как их называли?

– Страдал ли от этого мальчик? А дед Ефим?

– Расскажите, как произошла вторая встреча Федьки с Огневушкой–поскакушкой?

– Нашли ли дед Ефим и Федя золото на этот раз? Почему?

– Почему дед Ефим разозлился на Поскакушку?

– Изменилось ли отношение Феди к Поскакушке?

– Расскажите, почему Федор захотел уйти жить к деду?

– Как вы считаете, хорошо ли ему жилось в доме отца?

– Кого встретил Федька по дороге к дому деда Ефима?

– Расскажите, как произошла эта встреча?

– Как Огневушка–поскакушка помогла Феде найти золото?

– Удалось ли Феде еще раз увидеть Поскакушку?

– Как стали называть место, где Федор и дед Ефим нашли золото?

Цифровой диктант

Учитель читает детям утверждения, если дети согласны с утверждением, ставят 1 (единицу), если не согласны – 0 (ноль).

1. Главного героя сказки звали Митя. (Федя.)

2. Огневушка–поскакушка танцевала в лесу.

3. У Поскакушки были черные волосы. (Рыжие.)

4. Филин спугнул Поскакушку.

5. На месте пляски Огневушки находили изумруды. (Золото.)

6. Дед Ефим и Федя ходили на прииски по субботам.

7. Третий раз Федор встретил Поскакушку летом. (Зимой.)

8. Поскакушка танцевала вокруг березы.

9. Золото Федя нашел весной.

10. Прииск стали называть Огневушкиным. (Поскакушнинским) 4. Как звали деда, который рассказал про Огневушку–поскакушку?

а) Ефим б) Федор в) Георгий

5. Какого цвета было платье Поскакушки?

а) Красного б) Синего в) Голубого

6. Какого цвета были волосы у Огневушки–поскакушки?

а) Светлые б) Рыжие в) Черные

7. Что находили люди в местах, где танцевала Огневушка–поскакушка?

а) Золото б) Глину в) Драгоценные камни

8. Какая птица мешала Огневушке–поскакушке?

а) Ворона б) Филин в) Сова

9. В какой день недели Федя с дедом ходили на при иск?

а) В понедельник б) В среду в) В субботу

10. В какое время года Федор ушел из дома к деду?

а) Весной б) Летом в) Зимой

11. У какого дерева танцевала Огневушка–поскакушка?

а) у березы б) У дуба в) У осины

12. Какой предмет помог Федору выбраться из леса?

а) Топор б) Лопатка в) Дубинка

13. В какое время года Федька нашел золото?

а) Летом б) Зимой в) Весной

14. Сколько песчинок золота принес на лопатке Федя?

а) Пять штук б) Шесть штук в) Десять штук

15. Сколько лет прожили безбедно дед с Федей, после того, как нашли золото?

а) Пять лет б) Шесть лет в) Семь лет

16. Как люди стали называть при иск?

а) Огневушкинский в) Огневушко–поскакушкинский

б) Поскакушкинский

Ответ

Кроссворд

Отгадайте кроссворд. В выделенных клетках по вертикали вы прочтете название драгоценного металла, который искали главные герои сказа.

1. У какого дерева танцевала Огневушка?

2. Как звали мальчика – главного героя сказа?

3. Эта птица мешала Огневушке.

4. Как в сказке называли Огневушку?

5. Какой предмет помог Федьке выбраться из леса?

6. Сколько лет было главному герою сказа?

Ответы: 1. Береза. 2. Федор. 3. Филин. 4. Поскакушка. 5. Лопатка. 6. Восемь.

~ ~


Страница 1 из 3

Сидели раз старатели круг огонька в лесу. Четверо больших, а пятый парнишечко. Лет так восьми. Не больше. Федюнькой его звали.
Давно всем спать пора, да разговор занятный пришелся. В артелке, видишь, один старик был. Дедко Ефим. С молодых годов он из земли золотую крупку выбирал. Мало ли каких случаев у него бывало. Он и рассказывал, а старатели слушали.
Отец уж сколько раз говорил Федюньке:
– Ложился бы ты, Тюньша, спать!
Парнишечку охота послушать.
– Погоди, тятенька! Я маленечко еще посижу.
Ну, вот… Кончил дедко Ефим рассказ. На месте костерка одни угольки остались, а старатели все сидят да на эти угольки глядят.
Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.
Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. У старателей дух захватило. Глядят– не наглядятся, а сами молчат, будто задумались.
Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, – видно, ей тесно стало, – пошире пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдет, так и подрастет маленько. Старатели дальше отодвинутся. Она еще круг даст и опять подрастет. Когда вовсе далеко отодвинулись, девчонка по промежуткам в охват людей пошла, – с петлями у ней круги стали. Потом и вовсе за людей вышла и опять ровненько закружилась, а сама уже ростом с Федюньку. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубенками блеснула, платочком махнула, как свистнула:
– Фи-т-ть! й-ю-ю-у…
Тут филин заухал, захохотал, и никакой девчонки не стало.
Кабы одни большие сидели, так, может, ничего бы дальше и не случилось. Каждый, видишь, подумал:
«Вон до чего на огонь загляделся! В глазах зарябило… Неведомо что померещится с устатку-то!»
Один Федюнька этого не подумал и спрашивает у отца:
– Тятя, это кто?
Отец отвечает:
– Филин. Кому больше-то? Неуж не слыхал, как он ухает?
– Да не про филина я! Его-то, поди-ка, знаю и ни капельки не боюсь. Ты мне про девчонку скажи.
– Про какую девчонку?
– А вот которая на углях плясала. Еще ты да и все отодвигались, как она широким кругом пошла.
Тут отец и другие старатели давай доспрашивать Федюньку, что он видел. Парнишечко рассказал. Один старатель еще спросил:
– Ну-ко, скажи, какого она росту была?
– Сперва-то не больше моей ладошки, а под конец чуть не с меня ростом стала.
Старатель тогда и говорит:
– А ведь я, Тюньша, точь-в-точь такое же диво видел.
Федюнькин отец и еще один старатель это же сказали. Один дедко Ефим трубочку сосет и помалкивает. Старатели приступать к нему стали.
– Ты, дедко Ефим, что скажешь?
– А то и скажу, что это же видел, да думал – померещилось мне, а выходит – и впрямь Огневушка-Поскакушка приходила.
– Какая Поскакушка?
Дедко Ефим тогда и объяснил:
– Слыхал, дескать, от стариков, что есть такой знак на золото – вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото. Не сильное золото, зато грудное, и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а дальше все меньше да меньше и на нет сойдет. Выроешь эту редьку золотого песку – и больше на том месте делать нечего. Только вот забыл, в котором месте ту редьку искать: то ли где Поскакушка вынырнет, то ли где она в землю уйдет.
Старатели и говорят:
– Это дело в наших руках. Завтра пробьем дудку сперва на месте костерка, а потом под сосной испробуем. Тогда и увидим, пустяшный твой разговор или всамделе что на пользу есть.
С этим и спать легли. Федюнька тоже калачиком свернулся, а сам думает:
«Над чем это филин хохотал?»
Хотел у дедка Ефима спросить, да он уже похрапывать принялся.
Проснулся Федюнька на другой день поздненько и видит – на вчерашнем огневище большая дудка вырыта, а старатели стоят у четырех больших сосен и все говорят одно:
– На этом самом месте в землю ушла.
Федюнька закричал:
– Что вы! Что вы, дяденьки! Забыли, видно! Вовсе Поскакушка под этой вот сосной остановилась… Тут и ножкой притопнула.
На старателей тут сомненье пришло.
– Пятый пробудился – пятое место говорит. Был бы десятый – десятое бы указал. Пустое, видать, дело. Бросить надо.
Все ж таки на всех местах испытали, а удачи не вышло. Дедко Ефим и говорит Федюньке:
– Обманное, видно, твое счастье.
Федюньке это нелюбо показалось. Он и говорит:
– Это, дедо, филин помешал. Он наше счастье обухал да обхохотал.
Дед Ефим свое говорит:
– Филин тут – не причина.
– А вот и причина!
– Нет, не причина!
– А вот и причина!
Спорят так-то вовсе без толку, а другие старатели над ними, да и над собой смеются:
– Старый да малый, оба не знают, а мы, дураки, их слушаем да дни теряем.
С той вот поры старика и прозвали Ефим Золотая редька, а Федюньку – Тюнькой Поскакушкой.
Ребятишки заводские узнали, проходу не дают. Как увидят на улице, так и заведут:
– Тюнька Поскакушка! Тюнька Поскакушка! Про девчонку скажи! Скажи про девчонку!
Старику от прозвища какая беда? Хоть горшком назови, только в печку не ставь. Ну, а Федюньке по малолетству обидно показалось. Он и дрался, и ругался, и ревел не раз, а ребятишки пуще того дразнят. Хоть домой с прииска не ходи. Тут еще перемена жизни у Федюньки вышла. Отец-то у него на второй женился. Мачеха попалась, прямо сказать, медведица. Федюньку и вовсе от дома отшибло.

Цели :

  1. Ввести (учащихся) в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходство и различие со сказкой;
  2. Провести наблюдения над языком художественного произведения;
  3. Продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;
  4. Развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы.
  5. Развитие навыков групповой работы
  6. Создание толкового словарика непонятных слов.
  7. Оборудование: презентация , тексты произведения писателя

Ход урока.

I . Организационный момент

II . Сообщение цели урока:

На сегодняшнем уроке нам предстоит выполнить серьезную работу. Вы узнаете много нового, интересного. Работать вы будете в парах и в группах. На столах лежат задания и книга, по которой вы будете работать.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? Чем картинки отличаются друг от друга? (На экране: “У каждого камня свой личный цвет”)

Посмотрите внимательно еще на экран. Что изменилось? Что осталось неизменным? Потеряли ли они свою привлекательность? (Камни имеют свой особенный нрав и свой букет особых примет).

Особая примета этих камней – их красота. Вам нужно подобрать одно слово, объединяющее эти камни. (На экране: “Ведь каждый из них… (самоцвет)”)

Они и так привлекательны и красивы, но если отшлифуешь и отполируешь, пойдут по камню затейливые узоры, точно художник какой разрисовал или даже волшебник. Повернешь его в руке и вспыхнут разводы, кольца, откроются не то луг в росе, не то море зеленое. (На экране: анимация – узоры малахита)

Особенно ценился самоцвет-малахит. Из него делали знаменитые на весь мир шкатулки.

Вам знакомо слово – шкатулка? Что оно означает? Зачем она нужна? Прочтите слова о шкатулке.

А вот рядом еще одна малахитовая шкатулка. В какой из шкатулок ценнее богатство, ценнее сокровища? Почему вы так думаете?

- “Малахитовая шкатулка” – сокровищница народной мудрости. Книга, прочитав которую, каждый из нас становится “душою лучше, чище и добрее”.

Кто создал и собрал сокровища в эту шкатулку? (Бажов)

И слова о шкатулке принадлежат ему.

Что вы знаете о Бажове? Где он родился, жил?

III . Выход на тему урока.

Есть на земле уральский край. А уж красив он так, что и описать нельзя: озера синие, леса сосновые, светлые, горы высокие. Сказочный край. Какие богатства добывали на Урале? Край очень богатый! А как жил мастеровой люд? Трудились от зари и до зари, на дикий камень красоту наводили. А вечерами байки рассказывали. Маленький Павлушка сидел, слушал, запоминал, а когда вырос, сам стал мастером сказы сочинять.

IV . Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: “Уральский сказитель”

Каким словам близко по звучанию и содержанию слово “сказитель”. Действительно слова “сказка” и “сказ” очень близкие слова, но есть между ними и разница. Кто знает разницу и объяснит ее суть? Сказка – вымысел и выдумка, сказ – это быль с элементами фантазии. Почему мы много говорим о Бажове и его творчестве?

Дети нашей школы решили создать школьный журнал-альманах к 130-летию со дня рождения П.П.Бажова. Вам предстоит выполнить серьезное задание, но о нем вы узнаете в конце урока.

V . Работа над сказом “Огневушка-Поскакушка”

Вы прочитали сказ “Огневушка-Поскакушка”. Вам все слова были понятны? А что вы сделали? К сегодняшнему уроку старшеклассники приготовили “Толковый словарь”.

VI . Работа с Толковым словарём

1. Первичное знакомство.

2. Работа над текстом с применением словаря.

3. Работа в парах:

  • Выделите группу слов из “Толкового словаря”, которые знакомят с героями сказа. Свои ответы дополняйте словами из текста.
  • Объедините группу слов из “Толкового словаря”, которая поможет ответить на вопросы: - Какой новый персонаж появился? Кто это был? Откуда она появилась?
  • Слова следующей группы помогут вам ответить на вопрос: - Как отнеслись взрослые к появлению Поскакушки?
  • Какой знак и где увидели дед Ефим и Федюня? Объедините слова, относящиеся к этому вопросу. Откуда появилась Поскакушка второй раз?
  • Почему Федя ушел из дома? Выделите слова, которые помогут ответить на вопрос: - Как он выглядел?
  • Прочтите последнюю группу слов: - К каким волшебным персонажам они относятся? С кем встретился мальчик? Откуда появилась Поскакушка в третий раз?

VII . Работа в группах. Работа с тестами.

  1. Кто является главным героем:
    а) Дед Ефим; б) Старатель, артельщик; в) Федюня?
  2. Какой из волшебных персонажей является главным:
    а) Клубочек; б) Огневушка-Поскакушка; в) Лопатка?
  3. Что искали старатели:
    а) Железную руду; б) Золото грудное; в) Хризолиты?

Своими ответами вы выделили главных героев. Докажите, что это сказ.

Кто самым первым увидел Огневушку-Поскакушку? Чем она ему понравилась? Какой знак она давала? Кто в Поскакушку не верил?

Огневушку-Поскакушку видели все, а дорогу к золоту показала только Федюне. Почему?

Бажов писал сказы для детей и надеялся, что вы лучше взрослых сумеете ответить на этот вопрос. (Ответы детей)

Вы правильно поняли мысль сказа Бажова. В сказках герои делятся на две группы. Какие?

Кто является черной злой силой в сказе?

А кто является светлой доброй силой в сказе?

Стали ли дед Ефим и Федюня богатыми? Почему люди не смогли прихранить богатство? Ведь светлая сила им старалась помочь. Кого из героев сказа напоминает филин? Кто сыграл злую роль в жизни Федюни? Кому достался прииск?

VIII Сообщение домашнего задания.

Вам не жалко деда и мальчика? Как бы вы хотели помочь им?

Вот и пришло время сообщить серьезное и ответственное задание: Вам нужно изменить конец сказа Бажова, превратив его в сказку, используя северные ходовые слова. (Слайд)

Очень хочется, чтобы книги П.П.Бажова оставили у вас, ребята, добрую память. Бажов всегда ценил людей труда.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК

(П.П. Бажов “Огневушка – поскакушка”)

  • Артелка – общество, товарищество людей, занимающихся общим делом
  • Вертнулась - повернулась
  • Волоком – волочить, тащить, тянуть
  • В охват людей – вокруг людей
  • Всамделе – в самом деле, действительно
  • Дверная скоба - кольцо для стука, иногда служит вместо дверной ручки
  • Девчоночка махонька – маленькая девочка
  • Дескать - конечно
  • Доспрашивать – интересоваться, расспрашивать
  • Жердник – срубленное хвойное деревцо, очищенное от коры
  • Застоял – заступился за мальчика
  • Золотая крупка – песчинки, крупинки, иногда небольшие куски золота
  • Золотые таракашки посажены – небольшие крупинки золота
  • Маленечко – немного, чуть-чуть
  • Метлесит – движется маленькими кругами по снегу
  • Мыкаться – долго ходить в поисках чего-либо, гоняться за чем-нибудь
  • Намаяться – сильно устать, выбиться из сил
  • Нелюбо показалось – обидно стало
  • Несмышлёныши – глупые, несмышлёные дети
  • Неуж не слыхал? – Неужели не слышал?
  • Отшибло – отбило желание
  • Пимишки - род валенок, обшитых кожей, или вязаная шерстяная обувь
  • Побывальщины – занятные истории из жизни, то, что было на самом деле
  • Подбочениться – поставить руки на пояс (в боки)
  • Покромка - пояс
  • По логам – по широким оврагам
  • Померещиться с устатку-то – от усталости что-нибудь кажется
  • Приметки – отметки, зарубки на деревьях, по которым примечают дорогу, чтобы не заблудиться
  • Приступать к нему стали – приставать с расспросами
  • Прихранить – сохранить, сберечь
  • Пробить дудку – выкопать яму
  • Протча тако – прочее такое, то есть всё остальное
  • Пустоплесье – открытое место посреди леса
  • Пустяшный – пустой, бесполезный
  • Разговор занятный – интересный разговор
  • Сголуба – голубоватый цвет, то есть бледно-голубой
  • Сноровлять – сноровка, то есть ловкость в каком-нибудь деле
  • Сосна бортевая – хвойное дерево; бортевая, растущая в лесу
  • Старатели – искатели золота
  • Строжить – строго говорить
  • Тятенька – отец, папа

Долба Анастасия

Принес Федюнька волшебную лопатку с золотыми таракашками в дом к деду Ефиму. А дед Ефим намаялся за целый день на прииске, лежит на печке, старые кости греет да побывальщины вспоминает. Показал Федюня лопатку, а дед его строжить начал, мол, не верь этой Поскакушке махонькой. Только он сказал такие слова, как за окном солнце засияло и цветочки расцвели, песни запели птицы звонкие.

Лопатка в пляс пустилась в охват деда и мальчонки. Повела и старого и малого по логам да пустоплесьям. Где остановиться, там золотая крупка горкой лежит, переливается. А в одном месте под сосной бортевой золото грудное манит к себе, переливается.

Стали дед Ефим и Федя богатыми. Сумели они золото прихранить. Добрые они были, щедрые. Бедным людям помогли.

Федюнька тятеньку в большой город свез, и вылечили его врачи. Мачеху прогнали со двора, и сгинула злая ведьма. Про барина тоже не забыли. Отправили его на прииск работать. Он там и жил. Больше его в деревне никто и не видел. Федюня вырос, стал добрым молодцем и женился на Огневушке – Поскакушке.

А для лопаточки они сделали полочку, украсили золотом и хризолитами. Как только золото кончалось, так лопатка в пляс пускалась и приметки оставляла. Тут и сказке конец.

Долбина Галина

Прошло несколько лет. Федюшка вырос. Стал добрым молодцем. С дедом Ефимом они так и жили в избушке на прииске. Каждый день вспоминал Федюня Огневушку – Поскакушку. Тут и золото кончилось, что они с дедом успели прихранить. Тяжелые времена настали. Пришла зима с трескучими морозами, с глубокими снегами. Вьюга с ревом носилась по логам да пустоплесьям. Дед Ефим рассказывал побывальщины, лежа на печке. А Федя мечтал о девчоночке махонькой.

Вдруг они услышали стук в окошко. Будто тысячи искринок запылали вокруг. Федюня сразу догадался, что это пожаловала Огневушка – Поскакушка в гости. Встречали они её радушно. Лопатка вокруг Огневушки – Поскакушки круги нарезает, пляшет. Федя глаз оторвать не может от Огневушки – Поскакушки. Та еще красивее стала, еще ласковей на Федюню смотрит. А дед Ефим на печи лежит да посмеивается.

Шепнула Огневушка – Поскакушка волшебное словечко и повела Федюню за собой. Опять наступила весна. Цветы распустились, птицы поют, заливаются. А лопатка впереди пляшет, приметки ставит. Где остановится, там деревце невиданной красоты расцветает.

А Федюнька мечтает только об одном, чтобы Огневушка – Поскакушка никуда не исчезла.

Вдруг с сосны бортевой филин заухал, захохотал. Изловчился Федюня и поймал его.

И тут случилось чудо. Огневушка – Поскакушка превратилась в простую девушку. Свадьбу они сыграли богатую, веселую. Стали они жить – поживать да добра наживать. Люди они добрые, трудолюбивые. Да и лопатка им приметки оставила. А филина они в клетку посалили, чтоб людям жить не мешал.

Главные герои сказки Бажова «Огневушка-Поскакушка» — мальчик по имени Федюня и его дед Ефим. Отец и дед Федюни были старателями, золото добывали. А мальчик часто вместе с ними ходил по лесу.

Как-то раз старательская артель сидела у костра и Федюнька вместе с ними был. В какой-то момент прямо в огне появилась крохотная девчонка и плясать начала. Чем дольше она плясала, тем выше становилась. Во время пляски девчушка эта из костра вышла и стала широкие круги вокруг сидящих людей делать. Потом ногой топнула и исчезла. И сразу в лесу филин заухал, как будто захохотал.

Стал мальчик спрашивать кто это был и узнал, что зовут девчушку Огневушкой-Поскакушкой и своим появлением она людям на золото показывает. Но золота старатели в этом месте не нашли. Федюнька решил, что это филин помешал, да мужики его на смех подняли.

Спустя какое-то время гостил Федюнька у деда Ефима, и снова они вдвоем пляшущую девчушку увидели. И опять в лесу филин ухал. Второй раз не нашли старатели золота.

А однажды зимой, когда отец Федюньки попал в больницу, мальчик поругался с мачехой и решил к деду жить идти. По пути он заблудился и чуть не замерз. Тут-то он и увидал в третий раз Огневушку-Поскакушку. Стала она вокруг него плясать, и зима отступила. Снег растаял, трава начала зеленеть и на старой березе появились листья. Филин хоть и был неподалеку, но ухать не стал. И мальчик понял, что удача ему улыбнулась.

Он сумел выбраться из незнакомого места, делая по пути заметки на деревьях старой лопаткой, найденной возле березы. Добравшись до деда, мальчик рассказал ему о встрече с Поскакушкой. Дед сначала не поверил, но потом увидел на лопатке полдюжины золотых таракашков и понял, что внук говорит правду. Таракашков они купцу продали и зиму прожили на вырученные деньги. А весной отправились к старой березе, и нашли там золото.

Вот только не сумели они свою тайну уберечь и люди про золото узнали, и стали в том месте землю рыть. А после барин совсем себе эту землю забрал. Но Федюня с дедом успели золота столько добыть, что им хватило его на пять лет безбедной жизни.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Огневушка-Поскакушка» заключается в том, что удачу легко спугнуть. Трижды видел Федюнька Огневушку-Поскакушку и всякий раз филин ему удачу отпугивал. Лишь на третий раз повезло мальчику точно определить место, где находится золото.

Сказка Бажова учит никогда не унывать и не пасовать в трудных жизненных ситуациях.

В сказке «Огневушка-Поскакушка» мне понравился мальчик Федюнька. Он трижды видел Огневушку-Поскакушку, и сумел ухватить удачу за хвост, найдя золотое месторождение.

Какие пословицы подходят к сказке «Огневушка-Поскакушка»?

У одного сбылось, другому не удалось.
Счастье любит тишину.
Добившись удач, об этом не судачь.
Золото ценится дороже там, где его добывают.