Тема: Главные вопросы экономики.

Урок 3. Основы хозяйственной жизни человечества.



  • Способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для потребления.
  • Наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.


Жизненные блага.

Природные

(даровые)

Экономические

Приведите и запишите примеры

Какие блага имеются в большем количестве, чем желание людей, использовать их?

Сравните между собой количество природных и экономических благ.

Какие блага имеются в наличии в большем количестве?

Какие блага используются человеком чаще?


Природные блага

Если ты внимательно читал записи в тетради и привел примеры природных благ правильно, то ты знаешь, что нельзя в любой момент использовать то, что ты не можешь сделать своими руками .


Экономические блага.

Для производства жизненно необходимых благ люди используют:

Ресурсы природы

Факторы производства

(ресурсы)

Собственный труд

Специальные

приспособления


Факторы производства.

Труд

Капитал

Земля

Предпринимательство

Информация


Труд

Умственные

способности

Физические

способности

От численности работоспособного населения страны и

отработанного им времени.

От чего зависит величина этого фактора?


Земля .

- природные ресурсы, пригодные для производства благ.


Капитал.

- здания и сооружения, станки и оборудование, железные дороги, порты и т.д.


Предпринимательство.

- услуги, которые оказывают обществу люди с определенными способностями, создавая новые фирмы на свой страх и риск.


Информация.

- сведения, передаваемые людям в устной или письменной форме, а так же на электронных носителях.


Развитие способов использования ресурсов.

Появление первых

профессий

Использование

природных благ

Появление первых

орудий труда

Появление первых

ремесленников

профессия

ремесло

земледелие

скотоводство

охота

собирательство


I стадия разделения труда.

Первобытное общество разделилось на:

  • земледельцев или скотоводов
  • охотников

II стадия разделения труда.

По мере роста общества, нужда в каждом благе увеличивается и у отдельных людей появляется возможность заниматься производством отдельных благ.


III стадия разделения труда.

С увеличением потребности в отдельных продуктах, ремесленники начинают концентрироваться на производстве какого-либо одного блага.


Развитие способов использования ресурсов

развитию специализации

т.е., сосредоточению производства определенного изделия в руках того, кто производит его лучше


Специализация

способствовала

увеличению количества произведенных благ

появлению излишков продукции

возникновению обмена


Производительность –

Объем благ, произведенный за определенное количество времени (час, день, неделю и т.д.) с использованием определенного количества ресурсов.

Производительность Количество изделий

труда Затраченное время

Задача


Задача.

В хлебопекарне работают 10 человек. Каждый из них отрабатывает в течение дня 8 часов рабочего времени. За день выпекается 800 буханок хлеба.

Чему равна производительность труда каждого работника за 1 час?

Решение:

Производительность = (800: 10) : 8 = 10 (бух./час)


Способы производства:

Изготовить сколько нужно самостоятельно (натуральное хозяйство)

Часть благ изготовить самостоятельно, а остатки обменять на другие блага.

Какой способ производства выгоднее?


Натуральное хозяйство

Человеку затруднительно,

если не сказать – невозможно, производить все блага для себя.


Зарождение обмена и торговли.

Люди стали обмениваться товарами не от случая к случаю, а положили это в основу своей жизни.

Появилось новое понятие бла ́ га.

Регулярный обмен бла ́ гами в форме купли-продажи лег в основу торговли.


Благо.

Услуга

- нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.

Товар

- материальный предмет, полезный людям.


Преимущество специализации.

рост

производительности

труда

увеличился объем

доступных благ

специализация

излишний объем

благ предлагается

к продаже

увеличивается

доход продавцов


  • Какие жизненные блага вы знаете?
  • Перечислите факторы производства.
  • Что способствовало возникновению обмена?
  • В чем состоит преимущество специализации?

Жизненные блага.

Природные

(даровые)

Экономические


Факторы производства.

Труд

Капитал

Земля

Предпринимательство

Информация

  • Специализация позволяет людям

повышать производительность использования ресурсов.

  • Повышение производительности использования ресурсов позволяет людям

улучшать благосостояние.

  • Учить записи в тетради.
  • Объяснить (письменно) в чем заключаются отрицательные последствия специализации.

Что такое экономика?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит разобраться во многих проблемах экономики и прежде всего выяснить, что означает слово «экономика». Задача эта тем более существенна, что в русском языке термин «экономика» имеет два значения.

Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления . Синонимом этого значения является понятие «хозяйство».

Во-вторых, «экономика» (или «экономике» - как принято писать в англоязычных странах) обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах . Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: «эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон» , так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, она относится к категории общественных (социальных) наук , как история или философия, хотя применяемые в ней методы исследования предполагают более широкое использование математики и разнообразных графиков. Некоторые из них вы встретите на страницах этого учебника: с их помощью вам будет легче разобраться в сущности различных экономических процессов и логике поведения участников хозяйственной деятельности.



Рис. 1.1. Устройство экономики

Экономика - наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности .

В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и государство (рис. 1.1). Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т.е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми) .

Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство . И все же главные действующие лица экономики - человек, семья . Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.

Блага - все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд .

Деятельность и фирм, и государственных организаций, равно как и события на тех или иных рынках, определяются решениями, которые принимают люди.

Вот почему

Исследуя их, экономическая наука помогает людям, фирмам и государству лучше предвидеть последствия своих решений в сфере экономики.

Составить более полное представление о проблемах, исследуемых экономической наукой, позволяет рис. 1.2.

Как видим, принято различать:

Микроэкономика
1) экономику семьи (т.е. экономические процессы, связанные с хозяйством, которое ведет одинокий человек или группа близких людей, живущих вместе);
2) экономику фирмы (т.е. экономические процессы, связанные с деятельностью организаций, производящих блага для продажи);
3) экономику региона (т.е. экономические процессы, связанные с деятельностью фирм, расположенных в определенном регионе страны, и людей, которые там живут);
4) экономику рынков, факторов производства, товаров и услуг (т.е. экономические процессы, связанные с куплей-продажей благ, непосредственно потребляемых людьми или используемых для организации деятельности фирм);
Макроэкономика
5) общеэкономические процессы (т.е. процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом).

Первые четыре раздела экономической науки обычно называют общим термином «микроэкономика», тогда как изучение общеэкономических процессов - забота макроэкономики.

В учебнике вас ждет знакомство именно с тем, как устроена хозяйственная жизнь общества, какие проблемы она порождает и как себя ведут люди, решая эти проблемы.

Основы хозяйственной жизни человечества

Все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, но лишь люди научились добывать блага , необходимые для удовлетворения своих потребностей, в объеме и ассортименте большем, чем может дать дикая природа .

Не все блага, впрочем, приходится реально добывать - воздух, например, мы не производим, он дарован нам природой. И поэтому экономическая наука разделяет все жизненные блага на две группы :

Даровые блага - это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них . А потому их не надо производить, и люди могут потреблять их бесплатно. Именно к этой группе благ относятся воздух, солнечный свет, дожди, океаны .

Даровые блага - блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей, а потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других.

И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ , т.е. тех товаров и услуг, объем которых:

Экономические блага - средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в меньшем объеме, чем объем этих потребностей .

То, что люди живут сейчас лучше, чем в древности, достигнуто благодаря увеличению объема и улучшению свойств именно этих благ (продовольствия, одежды, жилья и т.д.).

Человечество добилось этого вовсе не потому, что изобрело колесо, приручило диких животных, создало земледелие и научилось обращаться с огнем. Истинный источник нынешнего благосостояния и могущества народов Земли - чрезвычайно развитый механизм объединения (кооперации) усилий ради решения общих задач . Причем самая главная из них - производство все большего объема жизненных благ, т.е. создание условий для улучшения жизни людей.

Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это и называется факторами производства.

Принято выделять три основных вида факторов производства :

Говоря о труде как факторе производства, мы имеем в виду деятельность людей по производству товаров и услуг путем использования их физических и умственных возможностей, а также навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы. Иными словами, для организации производственной деятельности покупаются не способности людей как таковые, а право на использование этих способностей в течение некоторого времени для создания определенного вида благ. Таким образом, под покупкой труда имеется в виду покупка конкретных трудовых услуг на протяжении определенного времени.

Труд - использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ .

Это означает, что объем трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это население может отработать за год.

Говоря о земле как факторе производства, мы подразумеваем все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ. Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются площадями земель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых в недрах .

Говоря о капитале, мы имеем в виду все те факторы производства, которые используются для создания материальных благ или оказания услуг, но не входят в их состав полностью, хотя и могут при этом изнашиваться . Например, при производстве автомобиля металлический лист превращается в его корпус и далее уже использован быть не может. А вот сборочная линия, на которой этот автомобиль собирается, остается в цехе предприятия и после того, как готовый автомобиль с нее съехал. Значит, на этой линии можно собирать автомобили и дальше. Правда, со временем оборудование этой сборочной линии от работы изнашивается все больше, поэтому однажды его придется либо капитально ремонтировать, либо заменить на новое.

Капитал - все виды факторов производства , которые используются для организации производства необходимых людям благ, но не входят в их состав полностью и потому могут быть использованы для изготовления многих единиц благ или оказания многих услуг.

В экономической науке принято различать :

Объем предпринимательского ресурса общества измерить практически невозможно . Косвенное представление о нем можно составить на основе данных о численности владельцев фирм , которые не только создали их на свои деньги, но и сами осуществляют руководство ими. Так, по данным переписи населения 2002 г., оказалось, что в России предпринимателей, использующих наемный труд, примерно один миллион человек, что составляет 1,5% занятого населения. Плюс около двух миллионов (3%) - индивидуальных предпринимателей.

Отметим, что наемный руководитель (менеджер) не может быть назван предпринимателем: он ведет дело не на свои деньги и в случае неудачи фирмы может потерять только свою должность и заработную плату . Владелец фирмы может потерять все деньги, которые он вложил в ее создание.

В XX в. неизмеримо большее, чем прежде, значение для экономической деятельности приобрел еще один весьма специфический вид факторов производства - информация . Под информацией мы понимаем все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики. Объем этого ресурса точному измерению не поддается, хотя его ценность огромна.

Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и торговлю .

Мы можем говорить о разных типах (уровнях) специализации :

Но в основе всей пирамиды специализации лежит специализация труда людей. Она основана на принципах , выработанных людьми за долгие века развития своего хозяйства. Важнейшими из них являются:

Специализация - сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других .

Разделение труда в человеческом обществе постоянно меняется, а сама схема специализации становится все более и более сложной.

Вспомнив историю, мы обнаружим, что специализация труда возникла впервые всего лишь около 12 тыс. лет тому назад в результате Великой аграрной революции . Именно тогда люди впервые обнаружили, что возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не умирать с голоду и при оседлой жизни. А значит, можно больше не кочевать в поисках пищи и построить СВОЙ ДОМ.

Именно тогда произошло первое разделение труда: одни люди специализировались только на охоте, другие стали скотоводами или земледельцами .

Второе разделение труда: разделение умственного и физического труда в античный период породило науку и искусство.

Ныне же перечни специальностей состоят из тысяч профессий. Подавляющее большинство из них требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приемам труда.

В чем же состоит ценность специализации труда, почему она стала важнейшим камнем в фундаменте хозяйственной жизни общества? Тому есть несколько главных причин.

Во-первых , все люди от природы разные, а проще говоря, наделены разными способностями, поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, в которых его способности проявятся наиболее полно, а труд будет наименее тягостен .

Во-вторых , специализация позволяет людям добиваться все больших умений в осуществлении избранной для себя деятельности. А это дает возможность производить блага или оказывать услуги со все более высоким уровнем качества .

В-третьих , рост «умелости» позволяет людям тратить на изготовление благ все меньше времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой .

Иными словами, специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства нужных им экономических благ и, прежде всего, того ресурса, который мы называем трудом.

Производительность - объем благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного промежутка времени .

Например, производительность труда представляет собой количество изделий, которое работник изготовил в единицу времени (например, за день, месяц, год). А производительность земли будет измеряться весом урожая, полученного с 1 га пашни в год.

Так экономика России произвела 905 тыс. иномарок и 311 тыс. Лад и УАЗов. Только 120 тыс. автомобилей собрано по отверточной технологии .

Как на деле происходит рост производительности за счет углубления специализации, можно проследить на примере сборочного конвейера, придуманного знаменитым американским инженером и предпринимателем Генри Фордом.

Экономика в лицах Генри Форд и производительность труда Одним из самых замечательных, Хотя и неоднозначных изобретений человечества в сфере специализации и разделения труда явился конвейер - могучее средство повышения производительности . Его создателем был Генри Форд (1863-1947) - отец массового автомобилестроения, человек талантливый и жесткий. Идея конвейера родилась у него после того, как созданная им компания по производству автомобилей (третья по счету, поскольку две предыдущие разорились из-за нехватки у него опыта организации производства) перестала справляться с заказами, которые за один год увеличились вдвое. Весной 1913 г. в цехе по сборке магнето (основного элемента системы зажигания) Форд запустил первый в мире конвейер. Раньше сборщик магнето работал за столом, на котором у него был полный набор деталей для этого устройства: магнитов, болтов и клемм. Умелый сборщик за смену (9 час.) собирал около 40 магнето . По новой системе каждый сборщик должен был выполнять лишь одну или две операции (т.е. специализировался в еще большей мере, чем раньше, когда он умел выполнять все операции по сборке магнето), прежде чем заготовка магнето переходила в руки его соседа. Это позволило сократить время на сборку одного магнето примерно с 20 мин. до 13 мин. 10 сек . А когда Форд додумался заменить прежний низкий стол для сборки на поднятую повыше движущуюся ленту, которая сама задавала темп работе, время сборки сократилось до 5 мин . Легко подсчитать, что производительность труда при этом возросла в 4 раза! Когда же принцип конвейерной сборки был внедрен Фордом во всех цехах, время на сборку ходовой части автомобиля уменьшилось с 12,5 час. др 93 мин. , т.е. производительность труда выросла в 8,1 раза. Это обеспечило рост производительности труда всего завода Форда. Когда в 1914 г. выпуск машин здесь увеличился в 2 раза, число работников удалось сохранить прежним. Между тем такое же увеличение выпуска в предыдущие годы требовало от Форда и двукратного увеличения числа наемных работников. Этот выдающийся результат превратил компанию Форда в крупнейшую автомобильную фирму США и навсегда вписал его имя в историю человечества как одного из тех, чья изобретательность дала возможность людям найти новый способ повышения уровня благосостояния. Такое увеличение производительности труда позволило Форду выпускать свои машины с куда меньшими затратами, чем у конкурентов, продавать их дешевле и захватить рынок. В этих условиях конкурентам не оставалось ничего иного, кроме внедрения конвейера и на своих предприятиях.

Именно благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности люди впервые столкнулись с возможностью и выгодностью перехода от случайного и нерегулярного обмена имевшимися благами к постоянной торговле ими. Ведь человек может удовлетворить свои потребности в благах только двумя мирными способами :

Постепенно люди убедились в предпочтительности второго способа. Причина проста: рост производительности на основе специализации позволяет увеличить объем производимых благ. Если использовать дополнительно произведенные одними блага для обмена на блага, изготовленные другими, то в результате можно получить в свое распоряжение больший объем разнообразных благ по сравнению с их самостоятельным изготовлением.

Осознание этого факта побудило людей не заниматься обменом от случая к случаю, а сделать его основой своей жизни. Иными словами, люди обнаружили, что лучший результат приносят превращение созданных ими благ в товары и услуги и использование их для регулярного обмена .

Товар - любое благо (чаще всего материальный предмет), являющееся предметом купли-продажи .

Услуга - нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности .

Вот почему если кто-то способен изготавливать определенный вид благ лучше других (с абсолютно или относительно меньшими затратами ресурсов или с лучшими свойствами), то ему выгодно только этим и заниматься. Все остальные блага можно получить с помощью обмена.

Умение обмениваться благами - уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли в не меньшей мере, чем прямохождение или способность мыслить .

Именно регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей - торговли, т.е. обмена благами в формекупли-продажи товаров и услуг за деньги . Торговля соединяет людей и фирмы, специализирующиеся на производстве определенных товаров или оказании различных услуг, в единое целое - хозяйство страны или планеты в целом . Без торговли развитие специализации оказалось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения объема доступных им экономических благ.

Торговля - добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги .

Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между стремлением людей получить в свое пользование огромное разнообразие различных благ и способностью каждого человека производить лишь ограниченный ассортимент благ.

Страницы экономической истории человечества Как люди учились торговать « Везде, где есть торговля, там и нравы кротки» Шарль Луи Монтескье (1689-1755), выдающийся французский мыслитель и историк Торговля родилась в незапамятной древности - она даже древнее земледелия. В Европе археологи сумели найти доказательства существования торговли еще 30 000 лет назад, т.е. в эпоху палеолита. Изначально торговля шла между племенами, затем - между народами, жившими далеко друг от друга (так что международная торговля родилась раньше внутренней ). Торговля велась, прежде всего, предметами роскоши (драгоценными и отделочными камнями, редкими породами древесины, пряностями и шелками и т.п. ), и вели ее странствующие торговцы-купцы: арабы, фризы, евреи, саксы, а потом и итальянцы, превратившиеся со временем в одну из ведущих торговых наций мира. Купцы связывали народы и страны друг с другом, становясь попутно и дипломатами, и географами. Со временем в Европе появились даже так называемые торговые города: Венеция, Генуя и прибрежные города Германии, образовавшие Ганзейский союз (Гамбург, Штеттин, Данциг и др.). Торговля сыграла огромную роль в истории человечества. Именно купцы становились инициаторами мореплавания в поисках неведомых земель, где можно было добыть дорогостоящие товары. Стоит вспомнить, что и у Колумба главной целью плавания были сугубо торговые интересы. Он хотел найти более короткий путь к берегам Индии, чтобы легче и дешевле возить в Европу дорогостоящие экзотические пряности . Однако купцы внесли свой вклад в историю не только географических открытий (впрочем, как и пиратства и работорговли), но и рождения промышленности.
Вот что писал об этом Адам Смит: «Жители торговых городов вывозили из более богатых стран утонченные товары мануфактурного производства и драгоценные предметы роскоши и таким образом давали пищу тщеславию крупных землевладельцев, которые с жадностью покупали эти товары и оплачивали их огромными количествами сырого продукта своих земель... Когда же употребление этих изделий стало настолько общераспространенным, что вызвало значительный спрос на них, купцы, чтобы сэкономить издержки по перевозке, пытались основать производство подобного рода товаров у себя на родине». Так из торговли стали рождаться сначала крупное ремесленное производство, а потом и мануфактуры -.предвестницы нынешних заводов и фабрик.

Даже в своей комнате вы обнаружите блага, созданные разными видами специализированного труда: строителя, мебельщика, производителя стекла, изготовителя посуды, столяра, электрика, машиностроителя и т.д. Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необходимых для создания всего разнообразия благ, которыми мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого блага требует определенного времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы - в лучшем случае - удовлетворить лишь на склоне дней.

Напротив, сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда дает возможность людям получать блага :

Если страна умело сцепляет между собой «шестеренки» специализации и торговли, тогда :

Символически эту связь можно представить в виде часов, которые отмеряют ход экономического прогресса человечества (рис. 1.3).

Рис. 1,3. Экономические часы

И пока циферблат этих часов цел, а стрелки двигаются в нужном направлении, страна богатеет и люди в ней живут все лучше и лучше. Но если в стране нарушается процесс развития специализации или падает производительность, если торговля развита слишком слабо или люди не вкладывают часть своих доходов в развитие производства благ, тогда в этой стране возникают экономические трудности. А перебои или остановка часов экономического прогресса всегда приводят к одному и тому же результату: жить людям становится хуже, наступает кризис .

Это правило относится ко всем странам. Даже к тем, гражданам которых, казалось бы, гарантировано зажиточное существование благодаря имеющимся в их распоряжении природным богатствам. Конечно, наличие таких богатств облегчает путь к высокому благосостоянию, но сами по себе богатства недр, пашен или лесов процветания не гарантируют . Например, после окончания Второй мировой войны ряд стран Юго-Восточной Азии совершил гигантский скачок, обогнав по темпам развития своих экономик даже США (рис. 1.4).

Ныне некоторые из этих стран превратились в мощные экономические державы, заметно влияющие на все мировое хозяйство. Между тем природными ресурсами многие из них наделены очень скупо и начинали свой путь в крайней нищете .

Иной пример дает Россия. Ее природные богатства были огромны. Их рациональное использование могло сделать наш народ одним из самых зажиточных в мире. Но несмотря на то что большую часть XX в. Россия, находясь под господством планово-командной системы, тратила свои природные богатства в огромных масштабах, это не обеспечило нашим гражданам высокого уровня благосостояния .

Так, по оценкам экспертов ООН, Россия находится сейчас по уровню богатства лишь на 67-м месте в мире (между Албанией и Боснией) . Отметим, что этот уровень богатства был определен с учетом:

Поскольку наши природные ресурсы неуклонно убывают, то даже удержаться на этом малопочетном месте, не говоря уже о том, чтобы подняться выше, Россия сможет, только увеличив масштабы производства полезных людям экономических благ и сохранив степень образованности своих граждан . Ведь если ориентироваться только по экономическому критерию - величине годового продукта страны на душу населения - то Россия (с ее 12 100 долл. дохода на душу населения) вообще оказывается на 81-м месте в мире, чуть обгоняя Коста-Рику, Ботсвану и Мексику .

Решить эту задачу можно единственным способом - овладеть искусством рациональной организации экономической деятельности . Именно благодаря такому искусству достигнут высокий уровень благосостояния граждан развитых стран мира - даже тех, которые обделены природными богатствами. Однако наша экономическая наука еще слишком молода, хотя дело не только в этом . Надо учесть политические, исторические и культурные традиции России.

Сегодня россияне - жители страны с огромными нефтегазовыми месторождениями и всемирно знаменитыми черноземными почвами - могут лишь мечтать о таком уровне благосостояния, который существует, скажем, в Голландии. Между тем это страна с прохладным климатом, не имеющая месторождений многих полезных ископаемых и отвоевывающая земли для фермеров у моря (почти половина территории этой страны лежит ниже уровня моря и защищена от затопления лишь дамбами). Зато голландцы добавили к своему трудолюбию прекрасное владение современными методами организации экономической жизни, и именно это обеспечивает им высокое качество жизни.

ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

ЭКОНОМИКА КАК НАУКА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА.

(2 часа)

Структура учебного материала:

    Введение в предмет. Термин «экономика»: его происхождение, сущность, современное значение.

    Базовые экономические понятия.

    Фундаментальные проблемы экономики.

    Экономика как наука, ее характеристика. Категории и законы экономики.

ВОПРОС 1:

Введение в предмет. Термин «экономика»: его происхождение,

сущность, современное значение.

Экономической теории среди социально-гуманитарных дисциплин принадлежит особое место. Это обусловлено тем, что жизнь современно­го человека буквально пронизана и определяется экономикой. Не слу­чайно экономика - единственная область социальных исследований, по которой присуждается Нобелевская премия.

Важность экономики обу­словлена тем, что она обеспечивает наиболее насущные, материальные условия жизни людей. Когда общество благополучно экономически, в нём царят удовлетворенность, порядок и мир. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Ее составной частью является экономическая теория – наука, призванная дать людям необходимые знания, на основе которых они и будут осуществлять хозяйственную деятельность, предназначенную для обеспечения их насущных нужд и удовлетворения имеющихся у них потребностей.

Знание экономических принципов и законов помогает людям ориентироваться в сложном и противоречивом мире экономики, придает им уверенность, по­зволяет правильно оценивать сложные экономические явления, процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.

Приступая к изучению экономической теории, разберемся , в первую очередь, с самим термином «экономика».

Он имеет и греческие, и латинские корни. В дословном переводе на русский язык соединение двух греческих слов («ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - правило, закон) означает «законы ведения домашнего хозяйства». В экономической литературе термин «экономика» часто трактуется и как «искусство ведения домашнего хозяйства».

Родоначальником, автором этого популярного, вошедшего практически во все языки мира, слова принято считать древнегреческого ученого Ксенофонта. Более чем за 2,5 тысячи лет истории его существования смысл и значение понятия «экономика» изменились почти до неузнаваемости, но до сих пор, широко используя термины «экономика», «экономический», мы связываем их с хозяйственной деятельностью людей, человеческого общества. Мы связываем их со всем, что происходит в хозяйстве небольшого села, города, страны и даже всего мира в целом.

Современное употребление термина «экономика» многогранно – существует множество самых различных значений этого слова. Обозначим важнейшие из них:

    «Экономика» - это хозяйство, сфера производствен­ной деятельности людей, обеспечивающая их жизнь экономиче­скими благами. Еслирассматривать хозяйство в масштабах отдельной страны, то экономика представляет собой определенные отрасли и виды производства: это конкретные предприятия, транспорт, торговая система и т.д. В данном смысле экономику нужно воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий их существования.

    «Экономика» - это совокупность отношений, возникающих между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления нужных им благ. Часто экономические отношения называют производственными, имея в виду, что первичным в хозяйственной жизни и деятельности людей является именно производство, ведь прежде чем обменять или потребить какой-либо продукт, нужно сначала его произвести.

    «Экономика» - это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей. Это наука, изучающая различные стороны и аспекты экономических отношений. Это наука о том, как люди добывают и используют необходимую для их жизни пищу, одежду, кров, предметы обихода. Экономика – это наука о хозяйственной деятельности человека, об управлении хозяйством и правилах его ведения. При этом экономическая наука – не одна, а целая система наук, состоящая из экономической теории, которая выступает ядром, общетеоретической основой для других экономических наук, и конкретных экономических знаний , а они, в свою очередь, включают в себя бухгалтерский учет, статистику, менеджмент и многие другие экономические науки. К области конкретных экономических знаний относят и экономику здравоохранения – экономику отдельно взятой, конкретной отрасли, с которой будет связана ваша профессиональная деятельность после завершения обучения в медицинской академии.

Разобравшись в современных значениях термина «экономика», попробуем дать его общее, целостное определение:

Экономика - это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни. Экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения между людьми, возникающие в процессе их хозяйственной деятельности.

Чтобы «развести» экономику - науку и практику хозяйствования, в западных странах используют два разных термина: науку обозначают «экономикс», а собственно хозяйственную практику называют привычным для нас словом «экономика».

Поскольку в нашей стране англоязычный термин «экономикс» не прижился, науку экономику у нас принято называть экономической теорией, а экономикой мы называем практику хозяйствования, хозяйство. К хозяйству же, как было сказано, относят все то, что включено в совокупность действий, направленных людьми на получение и использование средств существования, удовлетворение их жизненных потребностей, как сегодняшних, так и предстоящих.

Вот теперь, определившись с термином «экономика» и его важнейшими современными значениями, приступим к рассмотрению вводных, общих вопросов экономики:

Разберем ее базовые, фундаментальные понятия и проблемы;

Дадим краткую характеристику экономической теории (экономике – науке) и реальной (практической) экономике - той хозяйственной системе, которая призвана удовлетворять насущные потребности людей, обеспечивая тем самым их всем необходимым для жизнедеятельности.

Введение 3
Основы хозяйственной жизни человечества. Специализация и торговля. 5
Ограниченность экономических ресурсов и возникающие в этой связи проблемы 11
Заключение. Принципы распределения благ. 14
Список используемой литературы 15

Введение

Великим ученым Древней Греции Аристотелем было дано название науке – экономике. Он соединил два слова: «эйкос» - хозяйство и «номос» - закон, так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства».
Экономика обозначает науку, которая:
    изучает способы организации деятельности людей, направленной на создание благ , необходимых им для потребления;
    исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.
В экономической жизни есть три главных участника: семья, фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность, как непосредственно друг с другом, так и через рынки факторов производства (то есть ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).
Фирмы и государство играют большую роль в экономике, но человек, семья – вот главные действующие лица экономики. Хозяйственная деятельность любой страны должна осуществляться ради удовлетворения нужд людей в конкретных благах.
Поведение людей, их решения в конкретных хозяйственных ситуациях определяют деятельность фирм, государственных организаций, рынков. Исследуя поведение людей, экономическая наука помогает людям, фирмам и государству предвидеть последствия их решений в сфере экономики.

Виды потребностей человека

Основными потребностями человека являются биологические потребности.
Эти потребности являются основой формирования конкретных потребностей людей (необходимость утолить голод рождает потребность в определенных видах еды). Первой задачей хозяйственной деятельности (экономики) и было удовлетворение этих нужд.
К числу основных относятся потребности человека:

    в пище;
    в одежде;
    в жилье;
    в безопасности;
    в лечении при заболеваниях.
Эти потребности необходимы для простого выживания людей, но и они являются очень сложной задачей. До сих пор люди не могут полностью решить эти проблемы; миллионы людей на Земле еще голодают, у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживания.
Кроме того, потребности человека намного больше, чем просто набор условий для выживания. Ему хочется путешествовать, развлекаться, комфортной жизни, любимого занятия и т.п.

Основы хозяйственной жизни человечества. Специализация и торговля.

Для удовлетворения своих потребностей люди использовали вначале только то, что могла им дать дикая природа. Но с ростом потребностей возникла необходимость научиться добывать блага. Поэтому блага разделяются на две группы:
    даровые блага;
    экономические блага.
Даровые блага – это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме большем, чем потребность в них. Их не нужно производить, их можно потреблять бесплатно. К таким благам относятся: воздух, вода, солнечный свет, дожди, океаны.
Но в основном потребности человека удовлетворяются не за счет даровых, а экономических благ , то есть товаров и услуг, объем которых недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере и он может быть увеличен только в результате производственного процесса. Иногда приходится перераспределять блага тем или иным способом.
Сейчас люди живут лучше, чем в древние времена. Это достигнуто благодаря увеличению объема и улучшению свойств этих благ (продовольствия, одежды, жилья и т.д.).
Источником благосостояния и могущества народов Земли сегодня является чрезвычайно развитой механизм объединения усилий ради решения общих задач, в том числе самой главной задачи – производства все большего объема жизненных благ, то есть создания лучших условий жизни людей.
Для производства жизненных благ люди используют природные ресурсы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это называется «факторами производства».
Существуют три основных факторов производства:
    труд;
    земля;
    капитал.
Труд как фактор производства – это деятельность людей по производству товаров и услуг с помощью использования их физических и умственных возможностей, а так же навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы. Для организации производственной деятельности покупается право на использование способностей людей в течение некоторого времени для создания определенного вида благ.
Это означает, что объем трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это население может отработать за год.
Земля как фактор производства – это все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ.
Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются площадями земель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых в недрах.
Капитал как фактор производства – это весь производственно-технический аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых благ. Он состоит из зданий и сооружений производственного назначения, станков и оборудования, железных дорог и портов, складов, трубопроводов, то есть из того, что необходимо для реализации современных технологий производства товаров и услуг. Объем капитала обычно измеряют суммарной денежной стоимостью.
Для анализа экономических процессов выделяют еще разновидность факторов производства – предпринимательство. Это услуги, которые оказывают обществу люди, наделенные способностями правильно оценить, какие новые товары можно с успехом предложить покупателям, какие технологии производства имеющихся товаров стоит внедрить, чтобы достичь большей выгоды. Эти люди готовы рисковать своими сбережениями ради новых коммерческих проектов. Они обладают умением координировать использование других факторов производства для создания нужных благ обществу.
Объем предпринимательского ресурса общества измерить невозможно. Частичное представление о нем можно составить на основе данных о численности владельцев фирм, которые их создали и ими руководят.
В ХХ веке приобрел большое значение еще один вид факторов производства: информация , то есть все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики.
Постоянно совершенствуя способы использования экономических ресурсов, люди в основу своей хозяйственной деятельности положили два важнейших элемента: специализацию и торговлю.
Специализация имеет три уровня:
    специализация отдельных людей;
    специализация деятельности хозяйственных организаций;
    специализация экономики страны в целом.
В основе всей специализации лежит специализация труда людей, которая определяется:
    Сознательным разделением труда между людьми;
    Обучением людей новым профессиям и навыкам;
    Возможностью кооперации, то есть сотрудничества ради достижения общей цели.
Впервые разделение (специализация) труда возникла около 12 тысяч лет тому назад: одни люди специализировались только на охоте, другие были скотоводами или земледельцами.
Сейчас существуют тысячи профессий, многие из которых требуют обучения особым навыкам и приемам труда.
Почему специализация является важнейшим инструментом в хозяйственной жизни человечества?
Во-первых, люди наделены разными способностями; они по-разному выполняют те или иные виды работ. Специализация дает возможность каждому человеку найти ту работу, ту профессию, где он может проявить себя с наилучшей стороны.
Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться все большей умелости в избранной для себя деятельности. А это ведет к изготовлению благ или оказанию услуг с более высоким качеством.
В-третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ меньшее количество времени и не иметь его потерь при переходе с одного вида работ на другой.
Таким образом, специализация является главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства необходимых им экономических благ, и прежде всего ресурса труда.
Производительность – это объем благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода времени. Так, производительность труда определяется количеством изделий, которое изготовил работник за единицу времени: за час, за день, за месяц, за год.
Одним из самых значительных изобретений человечества в область специализации и разделения труда явился конвейер. Это самое могучее средство повышения производительности труда.
Создателем конвейера был Генри Форд (1863-1947), отец массового автомобилестроения, талантливый человек. Идея конвейера родилась у него после того, как созданная им компания по производству автомобилей перестала справляться с заказами, которые за один год увеличились в два раза.
Тогда (весной 1913 года) в цехе сборки магнето Форд запустил первый в мире конвейер. До этого времени сборщик работал за столом, где у него был полный набор деталей. Умелый сборщик собирал за смену около 40 магнето. Теперь каждый сборщик должен был выполнить одну или две операции по сборке (то есть специализировался еще больше, чем когда он умел выполнять все операции по сборке). Это позволило сократить время на сборку одного магнето с 20 мин до 13 мин.10 сек. А после того, как Форд заменил прежний низенький стол на поднятую выше движущуюся ленту, которая задавала темп работе, время сборки сократилось до 5 минут. Производительность труда возросла в 4 раза! После внедрения принципа конвейерной сборки во всех цехах производительность труда выросла в 8,1 раза, что позволило в 1914 г. увеличить выпуск машин в 2 раза. Форд получил возможность выпускать свои машины с меньшими затратами, чем у конкурентов, продавать их дешевле и захватить рынок сбыта. Это привело к тому, что конкурентам пришлось тоже внедрить конвейер на своих предприятиях.
Благодаря специализации труда и росту производительности труда люди пришли к переходу от случайного и нерегулярного обмена имевшимися благами к постоянной торговле ими. Произошел переход от самообеспечения, то есть от натурального хозяйства, к получению благ, изготовленных другими людьми. Люди постепенно убедились, что благодаря обмену благами можно получить в свое распоряжение больше благ и сделать их более разнообразными по сравнению с их самостоятельным изготовлением. Поняв это люди стали заниматься обменом не от случая к случаю, а сделали его основой своей жизни. Так появились товары и услуги , используемые ими для регулярного обмена.
Умение обмениваться благами – уникальная способность людей, отличающая их от других обитателей Земли. Как остроумно подметил великий шотландский экономист Адам Смит (1723 –1790):
«Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой…».
Регулярный обмен товарами и услугами явился основой для важнейшей сферы деятельности людей – торговли
и т.д.................

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение . Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами . При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства ».

За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт.

Современная трактовка термина "Экономика":

Во-первых, экономика — как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика — как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяется на два: «экономика » и «экономикс ». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе + экономическую науку, а точнее — . Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение . Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

Так что в целом экономика — это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей.

Экономическая наука

общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.