Хокусай, японский художник 18-го века, создал головокружительное количество художественных работ. Хокусай работал до глубокой старости, неизменно утверждая, что «все, что он сделал до 70 лет, не было стоящим и не стоило внимания».

Возможно, самый известный японский художник в мире, он всегда выделялся из своих коллег - современников интересом к повседневной жизни. Вместо того, чтобы изображать гламурных гейш и героических самураев, Хокусай рисовал рабочих, рыбаков, городские жанровые сценки, которые тогда еще не были предметом интереса для японского искусства. Он также использовал европейский подход к композиции.

Вот краткий перечень ключевых терминов, которые помогут вам немного ориентироваться в творчестве Хокусая.

1 Укие-э - гравюры и картины, популярные в Японии 1600-х до 1800-х годов. Направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Этот термин происходит от слова "укие", что означает "изменчивый мир". Уикие - намек на гедонистические радости расцветающего купечества. В этом направлении Хокусай - самый известный художник.


Хокусай использовал не менее тридцати псевдонимов на протяжении своей жизни. Несмотря на то, что использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, по числу псевдонимов он существенно превосходил других крупных авторов. Псевдонимы Хокусая нередко используются для периодизации этапов его творчества.

2 Период Эдо - это время между 1603 и 1868 годах в японской истории, тогда был отмечен экономический рост и новый интерес к искусству, культуре.


3 Shunrō является первым из псевдонимов Хокусая.

4 Шуньга буквально означает "картину весны" и "весна" - японский сленг для секса. Таким образом, это гравюры эротического характера. Их создавали самые уважаемые художники, в том числе Хокусай.


5 Суримоно. Последние «суримоно» — так назывались эти выполненные по заказу оттиски — имели колоссальный успех. В отличие укие-э гравюры, которыебыли рассчитаны на массового зрителя, суримоно редко продавались для широкой публики.


6 Гора Фудзи - симметричная гора, которая, оказывается, самая высокая в Японии. За эти годы она вдохновила многих художников и поэтов, в том числе Хокусая, выпустившего серию укие-э "Тридцать шесть видов горы Фудзи". Эта серия включает в себя самые знаменитые гравюры Хокусая.

7 Японизм - длительное влияние, которое оказал Хокусай на последующие поколения западных художников. Японизм - это стиль, вдохновленный яркими цветами гравюр укие-э, отсутствием перспективы и композиционными экспериментами.


Кацусика Хокусай (яп. 葛飾 北斎); 21 октября 1760, Эдо - 10 мая 1849, там же) - широко известный японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр периода Эдо. Работал под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, мастер завершающего периода японской ксилографии.

Хокусай использовал не менее тридцати псевдонимов на протяжении своей жизни. Несмотря на то, что использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, по числу псевдонимов он существенно превосходит других известных авторов. Псевдонимы Хокусая нередко используются для периодизации этапов его творчества.

Родился в сентябре 1760 года в Эдо (современный Токио) в семье ремесленника. Семья жила в районе, называвшемся Кацусика, - бедном городском предместье. Его настоящее имя - Токитаро (яп. 時太郎), но на протяжении всей своей творческой жизни он принимал много различных псевдонимов. Считается, что его отцом был Накадзима Исэ (яп. 中島 伊勢), изготовлявший зеркала для сёгуна. Хокусай не стал наследником своего отца, поэтому его матерью предположительно была конкубина. По версии авторитетного исследователя творчества Хокусая Нарадзаки Мунэсигэ (яп. 楢崎 宗重), Накадзима Исэ был только приёмным отцом мальчика, которому он был отдан в обучение. Настоящим же его отцом Мунэсигэ считает крестьянина Кавамуру, который и отдал его Накадзиме в возрасте четырёх-пяти лет. Это позволяет сделать вывод, что семья Хокусая была из беднейших и у родителей не было возможности самостоятельно растить всех детей. Также можно предположить, что он не был старшим сыном в семье, поскольку на воспитание в чужие семьи отдавали только младших сыновей.

Начал рисовать в возрасте около шести лет, возможно обучаясь искусству у отца, чья работа над зеркалами включала в себя их роспись.

В 1770 году мальчик устраивается в книжную лавку разносчиком книг в район Ёкомотё. В этот период его зовут Тэцудзо. Причины, по которым он ушёл из мастерской приёмного отца, остаются неизвестными. Предположительно, именно работая в книжной лавке Хокусай обучается грамоте, в том числе китайскому языку. Следующий след в жизни художника - работа в мастерской гравёра (приблизительно с 1773 года), что, по всей вероятности, не было случайностью. На данный период приходится расцвет гравюры в Японии, которая начинает пользоваться большой популярностью. В целом, это время в Японии характеризуется значительным развитием культурной сферы: театр, изобразительное искусство, литература осваивают новые методы, разрабатываются новые стили. Происходит всплеск в книгопечатании. В происходящем развитии ярко проявляется свойственный японской культуре синтетизм, когда отдельные виды искусства и ремёсел тесно взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга: театр в Японии прочно связан не только с литературой, но и с музыкой; отдельным важным жанром в гравюре является создание портретов актёров, гравюра непосредственно связана с книгопечатанием, созданием рисунков на тканях, массово используется в быту при создании поздравительных открыток и т. п.

На детство и юность Хокусая приходится творчество многих японских мастеров гравюры: Харунобу, Кацукавы Сюнсё, Утагавы Тоёхару. Ксилография выходит на новый уровень развития как в художественном, так и в техническом плане. В мастерской гравёра Хокусай обучился основам мастерства резьбы по дереву. Но работа резчика-гравёра всегда была ограничена замыслом непосредственно художника. Как технический исполнитель, резчик не мог отступить от замысла художника, от него требовалась лишь точность и бережное отношение к работе. Хокусаю тесны рамки резчика и он ищет себя в создании гравюр по собственным рисункам.

В 1778 году Хокусай поступил учеником в студию Кацукавы Сюнсё (1726-1792), известного художника укиё-э, прославившегося портретами актёров кабуки. Его мастерская принадлежала к числу крупнейших в Эдо. Период творчества Хокусая с этого времени обычно называется «Период Сюнро», по имени, которым он подписывается. В 1779 году молодой художник сделал серию вполне уверенно скомпонованных театральных портретов.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Кацусика Хокусай (яп.); 1760, Эдо - 10 мая 1849, там же) - широко известный японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр периода Эдо. Работал под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, мастер завершающего периода японской ксилографии.

Хокусай использовал не менее тридцати псевдонимов на протяжении своей жизни. Несмотря на то, что использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, по числу псевдонимов он существенно превосходит других известных авторов. Псевдонимы Хокусая нередко используются для периодизации этапов его творчества.

Биография

Детство

Родился в сентябре 1760 года в Эдо (современный Токио) в семье ремесленника. Семья жила в районе, называвшемся Кацусика, - бедном городском предместье. Его настоящее имя - Токитаро, но на протяжении всей своей творческой жизни он принимал много различных псевдонимов. Считается, что его отцом был Никадзима Исэ, изготовлявший зеркала для сёгуна. Хокусай не стал наследником своего отца, поэтому его матерью предположительно была конкубина. По версии авторитетного исследователя творчества Хокусая Нарадзаки Мунесигэ Никадзима Исэ был только приёмным отцом мальчика, которому он был отдан в обучение. Настоящим же его отцом Мунесигэ считает крестьянина Кавамуру, который и отдал его Исэ в возрасте четырёх-пяти лет. Это позволяет сделать вывод, что семья Хокусая была из беднейших и у родителей не было возможности самостоятельно растить всех детей. Также можно предположить, что он не был старшим сыном в семье, поскольку на воспитание в чужие семьи отдавали только младших сыновей.

Начал рисовать в возрасте около шести лет, возможно обучаясь искусству у отца, чья работа над зеркалами включала в себя их роспись.

С шести лет я стал изображать различные формы предметов

Из предисловия к книге «100 видов Фудзи»

В 1770 году мальчик устраивается в книжную лавку разносчиком книг в район Ёкомотё. В этот период его зовут Тэцудзо. Причины, по которым он ушёл из мастерской приёмного отца, остаются неизвестными. Предположительно, именно работая в книжной лавке Хокусай обучается грамоте, в том числе китайскому языку. следующий след в жизни художника - работа в мастерской гравёра (приблизительно с 1773 года), что, по всей вероятности, не было случайностью. На данный период приходится расцвет гравюры в Японии, которая начинает пользоваться большой популярностью. В целом, это время в Японии характеризуется значительным развитием культурной сферы: театр, изобразительное искусство, литература осваивают новые методы, разрабатываются новые стили. Происходит всплеск в книгопечатании. В происходящем развитии ярко проявляется свойственный японской культуре синтетизм, когда отдельные виды искусства и ремёсел тесно взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга: театр в Японии прочно связан не только с литературой, но и с музыкой, отдельным важным жанром в гравюре является создание портретов актёров, гравюра непосредственно связана с книгопечатанием, созданием рисунков на тканях, массово используется в быту при создании поздравительных открыток и т. п.

Начало пути

На детство и юность Хокусая приходится творчество многих японских мастеров гравюры: Харунобу, Кацугавы Сюнсё, Утагавы Тоёхару (англ. Utagawa Toyoharu). Ксилография выходит на новый уровень развития как в художественном, так и в техническом плане. В мастерской гравёра Хокусай обучился основам мастерства резьбы по дереву. Но работа резчика-гравёра всегда была ограничена замыслом непосредственно художника. Как технический исполнитель, резчик не мог отступить от замысла художника, от него требовалась лишь точность и бережное отношение к работе. Хокусаю тесны рамки резчика и он ищет себя в создании гравюр по собственным рисункам.

В 1778 году Хокусай поступил учеником в студию Кацукава Сюнсё (1726-1792), известного художника укиё-э, прославившегося портретами актёров кабуки. Его мастерская принадлежала к числу крупнейших в Эдо. Период творчества Хокусая с этого времени обычно называется «Период Сюнро», по имени, которым он подписывается. В 1779 году молодой художник сделал серию вполне уверенно скомпонованных театральных портретов.

Общее представление о Хокусае Кацусике

Хокусай Кацусика (葛飾北斎) (прибл. 31 октября 1760 - 10 мая 1849) - художник укиё-э (японской гравюры на дереве), расцвет творчества которого пришёлся на период Эдо. Он является характерной фигурой позднего периода Эдо и эпох Бунка и Бунсэй (Культуры Касэй).

Кодзикисава, провинция Каи, Кацусика Хокусай 1831, 24.6×36.8 см

Его главными работами были «Fugaku sanju rokkei» («Тридцать шесть видов горы Фудзи») и «Hokusai Manga» («Манга Хокусая»), и во всем мире был знаменит как художник.

Хокусай рисовал синрабансё (всё в природе, всё мироздание) и многое другое, и за всю свою жизнь опубликовал более 30,000 работ. Он был выдающимся не только с точки зрения его ксилографий, но и в оригинальных рисунках.

Кроме того, он сделал большой вклад в распространение техники живописи и образования для обычных людей за счёт введения новшеств в йомихон (книги для чтения) и саси-э (иллюстрация), публикуя много иллюстрированных книг, например «Мангу Хокусая» и показывая свои способности в изображении форм волосяными кистями.

Он основал школу Кацусики, а позже оказал влияние не только на западных художников-импрессионистов, таких как Винсент ван Гог, но и ремесленников и музыкантов. Его великие достижения высоко ценятся, особенно за рубежом. Он был единственным японцем, который в 1999 году вошёл в список журнала Life «100 людей мира, которые сделали одно из самых важных достижений за последние 1000 лет».

Сумо , Кацусика Хокусай 1806, 39.7×50.6 см

Биография и этапы становления:

Хокусай Кацусика родился приблизительно 31 октября 1760 года в семье Садаёси (定義), бедного фермера, в провинции Хондзё Варигесуи (Honjo Warigesui), район Кацусика, провинция Мусаси (Хондзё Варигесуи в Эдо, теперь часть современного района Сумида в Токио). В детстве его имя было Токитаро. Позже он поменял его на Тецудзо.

  • В 1764 году Хокусая усыновил Исе Накадзима, художника бронзовых зеркал (докё) официального дела сёгуната, но позже Накадзима передал семейное имение своему настоящему сыну, поэтому Хокусай покинул семью. Впоследствии он испытал трудности в качестве помощника книго-прокатного магазина и ученика скульптора ксилографических клише и, таким образом, вернулся в свой семейный дом.
  • В 1778 год он стал учеником Сюнсё Кацукавы, художника укиё-э. Он изучил такие методы живописи, как школа Кано, живопись кара-э и западная живопись, и рисовал много пейзажей укиё-э. Примерно в это время он использовал го (прозвище) «Сюнро», которое происходило из имени его учителя Сюнсё и его другого го, Кёкуросэй.
  • В 1779 год Хокусая выгнали от школы Кацукавы. Говорят, что это произошло из-за того, что он имел разногласия с Харуёси, самым старшим учеником, или потому, что тайно изучил манеру школы Кано, но правда не известна.
  • В 1795 году он использовал го «Хокусай Сори».
  • В 1798 году он дал го «Сори» своему ученику Содзи и начал использовать го «Хокусай», «Како» и «Токимаса».
  • В 1802 году Хокусай начал публикацию кёка (комической танка), книги с картинками Ehon Azuma Asobi.
  • В 1805 году он начал использовать го «Хокусай Кацусика».
  • В 1810 году он использовал го «Тайто».
  • В 1814 году он опубликовал первое издание «Манги Хокусая».
  • В 1820 году он использовал го «Иицу». В 1823 году он приступил к созданию первого издания «Fugaku sanju rokkei» («Тридцать шесть видов горы Фудзи»), начал публиковать его в 1831 году и заключил в 1833 году.
  • В 1834 году Хокусай использовал го «Гакё Родзин» и «Мандзи». Он начал создавать «Fugaku hyakkei» («Сто видов Фудзи»).
  • В 1844 году он отправился в Обусе, округ Такаи, провинцию Синано, и пробыл там до 1848 года. Он рисовал «Angry Waves» («Бушующие волны») и т. д. (оригинальный рисунок находится в Обусе в Синсю).
  • 10 мая 1849 года он умер во временном доме в стенах храма Хендзо-дзи (ответвление храма Сенсо-дзи), который находился в Асакуса Шотен-тё в Эдо. На момент смерти ему было 90 лет. Его посмертное хайку (японское стихотворение) было таким: «Мне интересно побывать на летних полях, чтобы развлечься как душа; (人魂で 行く気散じや 夏野原) (Я смогу стать истинным эдакуми [художником])».

Тридцать изменений «го» (прозвища) художника

Он часто менял своё го, 30 раз за всю свою жизнь.

Го, которые он использовал были: «Сюнро», «Хокусай», «Сори», «Како», «Какёдзин», «Тайто», «Иицу», «Какёродзин», «Мандзи» и другие, а также их комбинации.

Го «Хокусай», которое хорошо известно сегодня, было сокращением от го «Хокусай Токимаса». Его он взял после того, как начал верить в Хокутацу Мёкен Босацу в секте Нитирэн, которые обожествляли Полярную звезду и семь звёзд Северного ковша.

Причина, по которой это имя было распространено по сравнению с другими, заключалось в том, что оно использовалось в таком стиле, как Hokusai arateme Iitsu (Иицу, ранее Хокусай) или Hokusai arateme Taito (Хокусай, ранее Тайто).

Кроме того, некоторые люди говорят, что причина, по которой он часто менял своё го, заключался в том, что это был один из способов получить доход, необходимый для передачи го его ученикам.

Японские призраки , Кацусика Хокусай 1801, 16.9×30.6 см

Девяносто три переселения в его жизни

Также хорошо известно, что Хокусай очень часто переезжал, что как говорили, было 93 раза.

Говорят, что однажды за день он переехал три раза. Это произошло потому, что он и его дочь Ои (Ои Кацусика), которая развелась и жила с отцом Хокусаем, посвятили себя исключительно живописи, таким образом, они переезжали, когда их комнаты становились грязными или в диком беспорядке.

Наконец, после девяносто третьего переселения, когда он переехал в арендованный дом, в котором он жил ранее, дом остался в диком беспорядке, как и в прошлом. Говорят, что после этого он перестал переезжать.

Разумеется, его питание также было в беспорядке. Говорят, что причина, по которой он достиг долголетия в 90 лет, заключалась в том, что он ежедневно ел большеголовую рыбу-молот.

Клест и чертополох , Кацусика Хокусай 1834, 46.9×36.1 см

Художник-иллюстратор

Помимо работы в укиё-э Хокусай процветал как художник иллюстраций.

Он нарисовал много саси-э для гесаку (литературное произведение в игривой, насмешливой, шутливой, дурачливой или легкомысленной манере), таких как кибёси (иллюстрированная книга популярной фантастики, обложка которой имела жёлтый цвет), сяребон (непристойный роман) и йомихон. Однако, поскольку он не придерживался дизайнов, предложенных авторами, он часто с ними сорился.

Он использовал го «Хокусай Кацусика», среди многих других, когда работал вместе с Бакином Кёкутеем, писателем гесаку. В то время они опубликовали такие произведения, как «Shinpen Suikogaden», «Kinsei Kaidan Shimoyo no Hoshi» («Современная история о привидениях в звёздную ночь») и «Chinsetsu yumiharizuki» («Полумесяц»), которые сделали его имя известным вместе с Бакином.

Говорят, что он был человеком, который значительно повысил ценность саси-э, который ранее была только дополнением книги.

Кроме того, в свое время Хокусай временно жил в доме Бакина.

«Я смогу стать настоящим эдакуми (художником)».

10 мая 1849 года был последним днём жизни для Хокусая, который на тот момент находился в возрасте соцудзю (90 лет). Ситуация в то время была описана следующим образом.

Когда Хокусай умирал, он глубоко вздохнул и сказал: «Если небеса заставят меня жить ещё десять лет», а через некоторое время продолжил: «Если небеса заставят меня жить ещё пять лет, я обязательно смогу стать истинным эдакуми», запнулся, а затем умер.

Его посмертное хайку было таким:

«Мне бы хотелось побывать на летних полях, чтобы развлечься как душа».

Произведения Хокусая Кацусики

«Манга Хокусая» состоит из 15 томов. Она представляла собой печатную книгу, в которой, как считалось, было 4000 изображений (книжка с цветными рисунками). Её впервые опубликовали, когда Хокусаю было 54 года, а его имя было Таито (первое издание было опубликовано в 1814 году). Первоначально её выпустили как этехон (художественное пособие, книга для студентов, изучающих живопись). Однако книга приобрела высокую репутацию и получила широкое распространение, например, в качестве руководства по дизайну для ремесленников. Она имела различное содержание, начиная от людей разных профессий, инструментов, смешных лиц, призраков и до представлений перспективы.

«Хякумоногатари (100 историй)»

Серия состояла из изображений призраков, которые были взяты из Хякумоногатари. Они имели средний размер нисики-э (цветной гравюры на дереве). Среди пяти изображений были особенно известны две гравюры «Ёцуя Кайдан» («Истории призрака Ёцуи») и «Сарайасики» («Дом тарелок»). Подпись и печать на этих изображениях были Иицу. Нарисованы приблизительно в 1831-1832 годах. Считается, что когда их впервые опубликовали, было запланировано стать одной из 100 картин сороимоно. Однако сегодня существуют только следующие пять картин: ««Призрак Оивы», «Дом тарелок», «Смеющаяся Хання», «Годовщина памяти», «Кохада Кохейдзи».

Призрак Оивы

«Тридцать шесть видов Фудзи»

Серия представляет собой сороимоно из 46 крупных нисики-э с пейзажем, темой которой была гора Фудзи. Состояло оно из 36 основных картин и десять других, которые были добавлены из-за их хорошей репутации. Создание первого издания началось приблизительно в 1823 году; опубликовали его в 1831 году, а завершили в 1833 года. Подпись и печать на этих изображениях была Хокусай аратамэ Иицу (Хоусай изменивший своё имя на Иицу). Ханмото (издатель) был Ёхати Нисимурая (издательство Эйдзюдо).

Особенно знамениты «Gaifu kaisei («Победный ветер. Ясный день»)» (также известная как «Красная Фудзи») и «Kanagawa oki nami ura («Большая волна в Канагаве»)», работы, наилучше представляющие Хокусая. «Большая волна в Канагаве» имела большое влияние на западных художников, как например Винсент ван Гог, который увидел гравюру и позже похвалил её в письме к своему другу-художнику; и Клод Дебюсси, который получил идею и написал симфоническую поэму «La Mer («Море»)». «Обычно, сцена прибойной волны не может рассматриваться никак иначе, кроме как абстрактное выражение. Однако по сравнению с фотографией волны, сделаной с помощью высокоскоростной камеры, она окажется чрезвычайно графически неподвижным изображением. Кроме того, эта картина заимствована как мотив логотипа QUICKSILVER, бренда товаров для сёрфинга.

«Chie no umi (Тысяча видов моря)»

Серия представляет собой сороимоно из десяти средних нисики-э, на которых люди ловят рыбу в разных местах. Они изображают пейзажи, меняющейся водной поверхности и рыбаков. Их нарисовал Дзэн Хокусай Иицу (前 北 斎 為 一) примерно в 1833 году.

  • «Kinugawa Hachifuse» («Ловля рыбы на реке Кину»)
  • «Soshu Choshi» («Тёси в провинции Фуса»)
  • «Miyatogawa Naganawa» («Ярусный лов рыбы на реке Миято»)
  • «Machi - ami» («Ловля сетями»)
  • «Soshu Tonegawa» («Река Тоне в провинции Фуса)
  • «Koshu Hiburi» («Ловля рыбы с факелом в провинции Кай»)
  • «Порт Урага в провинции Сагами»
  • «Goto Kujira - tsuki» («Охота на кита недалеко от острова Гото») (как изображено в «Культуре китобойного промысла»)
  • «Ноборито в провинции Симосу»
  • «Kabarinagashi» («Ловля рыбы на крючок»).

«Водопады в разных провинциях»

Серия представляет собой сороимоно из восьми укиё-э с пейзажами, как крупные нишики-э, которые изображали знаменитые водопады по всей стране с упором на появление падающей воды. Ханмото был Йохатти Нисимурая (Эйдзюдо), тот же что и для «Тридцати шести видов Фудзи». Нарисовано Дзэн Хокусай Иицу (前 北 斎 為 一) приблизительно в 1833 году.

Водопад Тота Аой-га-Oкa , Кацусика Хокусай 1830, 38×26 см

  • «Shimotsuke Kurokami-yama Kirifuri no Taki» («Водопад Кирифури на горе Куроками в провинции Симоцукэ»)
  • «Soshu Oyama Roben no Taki» («Водопад Робэн на горе Ояма в провинции Сагами»)
  • «Toto Aoigaoka no Taki» («Водопад Аоигаока в Восточной столице»)
  • «Tokaido Sakanoshita Kiyotaki Kannon» («Кийотаки Каннон в Саканосите на дороге Токай»),
  • «Водопад Йоро в провинции Мино»
  • «Водопад Амида в глубине дороги в Кисо»
  • «Kiso Kaido Ono no Bakufu» («Водопад Оно на дороге из Кисо в Кайдо»)
  • «Kiso Kaido Ono no Bakufu» (оно падает на дороге Kiso Kaido)
  • «Водопад Йосицунэ на горе Йосино в провинции Ямато»

Водопад на Кисокаидо, Кацусика Хокусай 1835, 56.3×36.2 см

«Захватывающие виды на известные мосты в разных провинциях»

Серия представляет собой сороимоно из укиё-э с пейзажами, состоящая из 11 изображений с уникальными мостами по всей стране в качестве сюжетов. Это нисики-э большого размера. Нарисовано Дзэн Хокусай Иицу приблизительно в 1833 - 1834 годах. Многие мосты, нарисованные в этой серии, действительно существуют, а некоторые являются легендой.

Кинтай в провинции Суо , Кацусика Хокусай 1834, 25×37.1 см

  • «Гора Тенпо в устье реки Адзи в провинции Сэтцу»
  • «Kameido Tenjinsha Taikobashi» («Арочный мост в храме Камэйдо Тэндзин»)
  • «Мост Кумо но Какехаси на горе Гёдо в Асикаге»
  • «Suo no Kuni Kintaihashi» («Мост Кинтай в провинции Суо»)
  • «Мост Тгецу на горе Арасияма в провинции Ямасиро»
  • «Мост Цукумо в провинции Этидзэн»
  • «Мост Тенман в провинции Сэтцу»
  • «Hietsu no Sakai tsurihashi» («Подвесной мост Сакаи на горе Хиэцу»)
  • «Старое изображение Сано Фунахаси в провинции Кодзукэ»
  • «Мост Яхаги на горе Окадзаки на дороге Токай»
  • «Старое изображение моста Яцухаси в провинции Микава»

КАЦУСИКА Хокусай [настоящие имя и фамилия Токитаро (позднее Тэцудзо) Кавамура; псевдонимы - Сюнро, Гумбатэй, Сори, Како, Тацумаса, Тайто, Гакёдзин, Иити, Хокусай, Мандзи и др.] (1760, Хондзё Варигэсуй, пригород Эдо - 1849, Обусэ), японский график и живописец. Наследие Кацусики насчитывает свыше 30 тысяч рисунков, живописных произведений, станковых гравюр и иллюстраций.

В 13 лет Кацусика поступил в обучение гравёру Накаяма Тэцудзо, у которого освоил технику ксилографии. В 1778-92 годах вошёл в мастерскую театрального художника Кацукава Сюнсё и принял имя Кацукава Сюнро. Там были созданы его первые самостоятельные гравюры с изображением актёров театра кабуки и борцов сумо. Многосторонняя одарённость Кацусики проявилась очень рано: с 1781 он работал как книжный иллюстратор, мастер станковой гравюры и живописец. В последующие годы обучался в мастерских художников различных школ. Увлёкшись живописью школы римпа и, в частности, манерой художника Таварая Сори, принял имя Хисикава Сори. Затем учился живописи школы кано у Торин Цуцуми, позднее перешёл в ученики к Хироюки Сумиёси, художнику школы тоса. В 1797-99 брал уроки европейской живописи у художника, учёного и естествоиспытателя Кокана Сиба. Наиболее ярко в этот период талант Кацусики раскрылся в суримоно - гравюрах, выполненных по частному заказу к специальным датам и событиям. Одновременно (под псевдонимом Како) иллюстрировал книги писателей Кёкутэя Бакина, Дзиппэнся Икку, Сикитэя Самба и Санто Кёдэна. Уже с конца 1790-х годов у Кацусики появились свои ученики, работавшие в жанре суримоно и книжной иллюстрации.

В 1798-1805 годах Кацусика опубликовал несколько серий женских портретов, а также цветные иллюстрации для книг «Песни из Итако», «История сорока семи верных вассалов». За ними последовали серии пейзажных гравюр «Восемь видов Восточной столицы», «Восемь видов Оми», «Виды реки Сумида». С 1797 он начал подписывать свои работы псевдонимом Хокусай, а с 1800 стал называть себя Гакёдзин Хокусай («Хокусай, одержимый рисунком»). В 1804 Кацусика совершил путешествие по стране, побывал в Нагое, Киото, Осаке. В 1810 начал работать над серией альбомов «Манга», задуманной как пособие для начинающих художников.

1820-30-е годы - период расцвета в творчестве Кацусики. В результате нескольких путешествий по стране (в район Кансай, в Исе, на остров Кюсю) были созданы серии пейзажных гравюр, посвящённые Японии: «36 видов горы Фудзи» (1823-31, одна из важнейших в творчестве мастера), «Путешествие по знаменитым водопадам различных провинций» (1827-33), «Виды замечательных мостов в различных провинциях» (1827-30), «100 видов горы Фудзи» (1834-35). В эти же годы Кацусика обращается к классическому для искусства Дальнего Востока жанру «цветы и птицы» (серия «Большие цветы») и к иллюстрированию поэтических антологий прошлого (серия «Подлинное зерцало поэтов Китая и Японии», 1828-33).

Один из крупнейших представителей жанра укиё-э, Кацусика выполнял пейзажные гравюры в крупных горизонтальном и вертикальном форматах, пользовался смелыми перспективными эффектами и неожиданными цветовыми сочетаниями, воплощая характерный эпический образ японского пейзажа; поэтически-возвышенную окраску получила у него и тема труда простого человека, соотнесённого с природой страны.

В 1834 году Кацусика прекращает работать над эскизами для гравюр и выпускает иллюстрированные альбомы дидактического характера, а также пишет картины на бумаге и шёлке; их темами становятся демоны и покорители демонов, архаты, отшельники, привидения и оборотни. В 1848 издаёт книгу «О правильности применения красок». После пожара 1839, уничтожившего всё имущество Кацусики, мастер проводит несколько лет в скитаниях. В 1841, воспользовавшись приглашением известного мецената Такай Кодзана, переезжает в его имение в Обусэ в провинцию Синсю, где живёт до самой смерти. Из Обусэ большое количество рисунков и живописных произведений Кацусики было вывезено в музеи Европы и Америки. В созданном в Обусэ музее Хокусайкан хранятся выполненные мастером в конце жизни живописные панно: парные плафоны с изображениями мужской и женской стихий в виде волн, а также праздничная колесница.

Кацусика был первым японским мастером, признанным в европейских странах. Европейские художники увидели в японской гравюре, и в первую очередь в работах Кацусики, законченную и совершенную эстетическую систему, принципиально отличающуюся от художественных принципов европейского искусства и открывающую возможность иного восприятия привычных и повседневных явлений жизни.

Лит.: Собрание книжных иллюстраций Хокусая. Токио, 1971-1973. Т. 1-5 (на японском языке); Воронова Б. Г. Кацусика Хокусай. Графика. М., 1975; Hillier J. R. Hokusai paintings, drawings and woodcuts. 3rd ed. Oxf.; N. Y., 1978; Bowie Т. The drawings of Hokusai. Westport, 1979; Lane R. Hokusai, life and work. N. Y., 1989; Нагата С. Хокусай Кацусика. Каталог музея Хокусая. Токио, 1990. Т. 1-5 (на японском языке); Forrer М. Hokusai: mountains and water, flowers and birds. Munich; N. Y., 2004; Хокусай. Токийский национальный музей. Кат. Токио, 2005 (на японском языке); Виноградова Н. А. Хокусай. М., 2005; Иванова А. Кацусика Хокусай. СПб., 2006; Jonemura А. Hokusai. Wash., 2006. Vol. 1-2.