Мировоззрение влияет на социальную направленность мышления людей, их психологический настрой, активность или пассивность жизненной позиции. Свободный народ всегда выберет активную позицию, а народ, смирившийся с рабством, выберет пассивную. И это отражается на словообразовании, на том, какие новые слова создаются народом. И изучая слова одного и того же народа в разные периоды, его фольклор, только по этому признаку можно определить качественное состояние народа или нации на момент создания тех или иных слов.

Психологическое состояние социума в целом определяет и тип словообразования. Так что, обращая на такие «мелочи» внимание, можно даже почувствовать силу духа народа, жившего очень давно! Чем богаче мировоззрение народа, чем шире горизонты восприятия реальности и чем свободнее сознание человека, тем масштабнее, тем более глобальными категориями мыслит и дышит такой народ. Если масштабы, горизонты мышления людей народа не идут дальше личных интересов, то это говорит о присутствии рабской психологии.

Только рабы, осознают они это или нет, мыслят масштабами «собственной кухни» . Чем свободнее, чем духовнее человек, тем шире горизонты его мышления! Свободный и духовно развитый человек в состоянии мыслить в масштабах страны, всей планеты, всей Вселенной! И чем больше у народа таких людей, тем сильнее такой народ, тем большее величие ждёт такой народ в будущем! И это всё, вне всякого сомнения, отражается в словотворении! Народ, создавший такие слова, как РАССТОЯНИЕ, ДАЛЬ ДАЛЬНАЯ, МИГ, СИГ, мог мыслить категориями солнечной системы, галактики, вселенной! Такой народ имел космический уровень сознания, а это о многом говорит! И по тому, как измельчали в сознании народном эти слова, можно судить о том, куда он был отброшен, и к чему должен стремиться, и что должен для этого сделать!..

Единственно правильное мировоззрение

Как-то еще в Москве я оказался в одной интеллигентной компании. Сидя на кухне, пили чай и, как водится, обсуждали все или почти все местные и мировые проблемы и события. Говорили о недавнем аресте двух диссидентов, об обыске у третьего, о повышении цен на золото (интересы присутствующих оно никак не затрагивало), о пресс-конференции Рейгана, о последнем заявлении Сахарова, о Северной Корее, о Южной Африке, уносились в будущее, возвращались в прошлое, стали обсуждать случившееся сто лет назад убийство народовольцами царя Александра Второго.

Одной из участниц разговора была экспансивная и храбрая молодая женщина. Она уже отсидела срок за участие в каком-то самиздатском журнале, ее, кажется, собирались посадить и второй раз, таскали в КГБ, допрашивали, она вела себя смело, дерзила следователю и не дала никаких показаний.

Теперь о событии столетней давности она говорила так же возбужденно, как о вчерашнем допросе в Лефортовской тюрьме.

– Ах, эти народовольцы! Ах, эта Перовская! Если бы я жила тогда, я бы задушила ее своими руками.

– Вы на себя наговариваете, – сказал я. – Перовскую вы бы душить не стали.

Женщина возбудилась еще больше.

– Я? Ее? Эту сволочь? Которая царя-батюшку бомбой… Клянусь, задушила бы, не колеблясь.

– Да что вы! – сказал я. – Зачем же так горячиться? Вы себя плохо знаете. В то время вы не только не стали бы душить Перовскую, а, наоборот, кидали бы вместе с ней в царя-батюшку бомбы.

Она ожидала любого возражения, но не такого.

– Я? В царя-батюшку? Бомбы? Да вы знаете, что я убежденная монархистка?

– Я вижу, что вы убежденная монархистка. Потому что сейчас модно быть убежденной монархисткой. А тогда модно было кидать в царя-батюшку бомбы. А уж вы, с вашим характером, непременно оказались бы среди бомбистов.

Я не знаю точно, какие идеи владели бы умом этой дамы в прошлом, но я догадываюсь.

В Москве и сейчас живет литератор, с которым мы дружили лет двадцать. Когда мы познакомились, это был еще сравнительно молодой человек, очень пылкий, романтичный и убежденный в том, что у него есть глубокие убеждения. На самом деле, собственных убеждений у него никогда не было, те убеждения, которые он считал своими, были добыты не из непосредственного наблюдения над жизнью, а состояли из цитат основателей вероучения, одним из многочисленных последователей которого он был. Мир для него был простым и легко познаваемым, на любой сложный вопрос, задаваемый жизнью, всегда находился все объясняющий ответ в виде подходящей цитаты.

Как легко догадаться, его непогрешимым вероучением, его единственно правильным мировоззрением был марксизм, овладевший умами миллионов, но в то время уже начинавший выходить из моды. К моменту нашего знакомства мой друг уже разочаровался в Сталине, и «вернулся» к Ленину. Маленький портрет Ленина в рамке стоял у него на письменном столе, на стене висел портрет Маяковского, а на подставке от цветов стоял большой бюст Гарибальди.

Мой друг считал меня циником, потому что я подтрунивал над его кумирами, мои язвительные замечания о Ленине воспринимал как богохульство, я был непрогрессивным, отсталым, не мог правильно оценить явления в их сложной взаимосвязи, потому что с трудами Ленина был знаком лишь поверхностно. «Если бы ты читал Ленина,– назидательно говорил мне мой друг, – ты бы все понял, потому что у Ленина есть ответы на все вопросы». Я не был антиленинцем, но не верил, что один человек, пусть даже трижды гений, может ответить на все вопросы, волнующие людей через десятилетия после его смерти.

Шли годы. Друг мой не стоял на месте, он развивался. Портрет Ленина однажды исчез, его место заняла роза Люксембург. Рядом с Маяковским появился Бертольд Брехт. Потом, сменяя друг друга, а иногда соседствуя во временных сочетаниях, появлялись портреты Хемингуэя, Фолкнера, Че Гевары, Фиделя Кастро, Пастернака, Ахматовой, Солженицына. Недолго висел Сахаров. Гарибальди продержался дольше других, может быть, потому, что бюсты менять дороже. Однажды мы поссорились.

Появившись в доме моего друга несколько лет спустя, я увидел, что декорации резко переменились. На стенах висели иконы, портреты Николая Второго, отца Павла Флоренского, Иоанна Кронштадтского и других, известных и неизвестных мне лиц в рясах и монашеских клобуках. Гарибальди, покрытого толстым слоем пыли, я заметил за шкафом.

Мы поговорили о том о сем и, когда я высказал по какому-то поводу свои отсталые взгляды, мой друг снисходительно сказал мне, что я заблуждаюсь, и мои заблуждения объясняются тем, что я не знаком с сочинениями отца Павла Флоренского, который по этому поводу говорил… И тут же мне была приведена цитата, которая должна была меня совершенно сразить. И я понял, что годы, когда мы не виделись, не прошли для моего друга даром, он уже вполне овладел новым, передовым и единственно правильным мировоззрением, и мне его опять не догнать.

Схема развития моего друга характерна для многих людей моего и нескольких предыдущих поколений. Бывшие марксисты и атеисты теперь пришли кто к православию, кто к буддизму, кто к сионизму, а кто к парапсихологии или бегу трусцой.

А когда-то это были романтически настроенные мальчики и девочки. С пылающим взором и мозгами, забитыми цитатами из сочинений классиков единственно правильного мировоззрения. Я лично их опасался гораздо больше, чем профессиональных чекистов или стукачей. Те по лени или отсутствию разнарядки могли что-то пропустить мимо ушей. А эти, преданные идеалам, с принципиальной прямотой могли в лучшем случае обрушить на вас град цитат, а в худшем и вытащить на собрании, не пожалев ни ближайшего друга, ни любимого учителя ни папу, ни маму. Теперь эти бывшие мальчики и девочки в своих идеалах разочаровались. Некоторые из них отошли от активной деятельности, сосредоточились на своей работе, истину или не ищут или ищут, но не в сочинениях своих прежних кумиров. И ведут себя тихо.

Конечно, мы все или большинство из нас, подверглись невиданной обработке. Идеология вдалбливалась в нас с пеленок. Некоторые в нее поверили искренне. Другие относились, как к религии, со смесью веры и сомнения: раз столь ученые люди (не нам чета) утверждают, что марксизм непогрешим, так, может быть, им виднее. Большинство молодых людей, если они не росли в семьях религиозных сектантов, были пионерами и комсомольцами, потому что другого пути не знали. Даже невступление в комсомол было уже вызовом всесильной власти (ведь кто не с нами, тот против нас). Но, вступая в комсомол (а иногда даже и в партию), посещая собрания и платя членские взносы, большинство все-таки сохранило способность к сомнениям. И инстинкт совести не каждому позволял вытаскивать на собрании товарища, который шепотом рассказал анекдот о Сталине или признался, что его отец погиб не на войне, а был расстрелян как враг народа. Большинство, конечно, не возражало (возражавших просто уничтожали), но отмалчивалось и уклонялось. Многие люди совмещали искреннюю веру в марксизм-ленинизм с вполне порядочным личным поведением.

Бывшие пламенные мальчики-девочки теперь иногда всерьез верят, что раньше все были такие, потому что они не слышали никого, кроме себя. Некоторые из них, провозглашая теперь антикоммунистические лозунги, опять кричат громче других, хотя именно им, хотя бы из чувства вкуса, следовало бы помолчать.

Я знаю одну немолодую даму, которая, будучи девочкой, так оголтело боролась в своем высшем учебном заведении с идеологической ересью, что даже парторги ее останавливали. В 53-м году она обвинила свою подругу на комсомольском собрании, что та не плакала в день смерти Сталина. И теперь, когда эта бывшая девочка пишет в эмигрантской печати: «мы, христиане», меня это, право, коробит. Для меня понятие «христианин» всегда было связано с понятием «совестливый человек», но далеко не каждого из наших новообращенцев можно отнести к этой категории людей.

Я вовсе не против того, чтобы люди меняли свои убеждения. Напротив, я совершенно согласен с Львом Толстым, сказавшим однажды примерно так: «Говорят, стыдно менять свои убеждения. А я говорю: стыдно их не менять».

Придерживаться убеждений, которые стали противоречить жизненному или историческому опыту, глупо, а иногда и преступно. Впрочем, я лично (прошу простить за категоричность) никаким убеждениям не доверяю, если они не сопровождаются сомнениями. И в то, что какое-либо учение может быть приемлемо для всех, тоже не верю.

А вот мой бывший друг в это поверил. Перейдя из одной веры в другую, он убеждал что изменился. На самом деле, каким он был, таким остался. Только выкинул из головы одни цитаты и забил ее другими. Но остался таким же воинственным, как и раньше. И оперируя новыми (для него) цитатами, намерен пользоваться ими не только для самоудовлетворения, не только для того, чтобы идти самому к новой цели, но и для того, чтобы тащить к ней других.

Мой друг и его единомышленники повторяют давнишнюю выдумку, что Россия страна особенная, опыт других народов ей никак не подходит, она должна идти своим путем (как будто она им не шла). Демократия создателей новых учений не устраивает. Демократические общества, говорят они, разлагаются от излишних свобод, слабы, они слишком много внимания уделяют правам человека и слишком мало его обязанностям, и руководят этими обществами фактически не выдающиеся личности, а серое большинство. Демократии противопоставляется авторитаризм не как компромиссная, а как наиболее разумная форма правления. Я многих сторонников авторитаризма спрашивал, что это такое. Мне говорят вполне невразумительно, что это власть авторитета, то есть некоей мудрой личности, которую все будут считать Авторитетом. Но если отбросить испытанную веками практику демократического избрания авторитетной личности путем всеобщих и свободных выборов на ограниченное время и с ограниченными полномочиями, то каким иным способом, кем и на какое время будет устанавливаться чей бы то ни было авторитет? Не будет ли этот Авторитет назначать на эту должность самого себя? И не превратится ли общество опять под мудрым водительством Авторитета в стадо оголтелых приверженцев с цитатами и автоматами? И разве для сотен миллионов людей не были авторитетами (причем вовсе не дутыми) Ленин, Сталин, Гитлер, Мао? А чем Хомейни не авторитетная личность?

Все эти мудрствования о просвещенном авторитарном правлении могут окончиться новым идеологическим безумием. Они не основаны ни на каком историческом опыте, ни на каких реальных фактах. Где, в какой стране существует хотя бы один мудрый авторитарный правитель? Чем он лучше правителей, избранных демократически и контролируемых «серым» большинством? Чем авторитарные страны лучше демократических?

Эмигрировавшие из Советского Союза проповедники авторитаризма красноречиво отвечают на этот вопрос, местами своего жительства выбирая демократические и никогда – авторитарные страны.

Авторитаристы, как и предшествовавшие им создатели единственно правильных мировоззрений, весьма склонны к риторике и демагогии. Они говорят: "Ну, хорошо, ну, демократия, а что дальше? Можно и их спросить: «Авторитаризм, а что дальше?»

Некоторые авторитаристы уже сейчас, называя только себя истинными патриотами (что, по крайней мере, нескромно), всех несогласных с собой объявляют клеветниками и ненавистниками России (точно так же, как большевики своих оппонентов называли врагами народа), и мне совсем нетрудно представить, как и против кого они используют полицейский аппарат будущего авторитарного строя, если он когда-нибудь будет создан.

Пока этого не случилось, я рискну сказать, что никаких серьезных проблем без демократии решить нельзя. Вопрос «Демократия, а что дальше?» бессмыслен, потому что демократия не цель, а способ существования, при которой любой народ, любая группа людей, любой отдельный человек могут жить в соответствии со своими национальными, религиозными, культурными или иными склонностями, не мешая другим проявлять свои склонности тоже. Демократия, в отличие от единственно правильных мировоззрений, не лишает никакой народ своеобразия, при ней немцы остаются немцами, англичане англичанами, а японцы японцами.

Я вовсе не утверждаю, что Россия уже сейчас готова к демократическим переменам. Я даже подозреваю, что она совсем не готова. Я только знаю, что если организм болен раком, глупо думать, что он может выздороветь без всякого лечения или при помощи лечения, не соответствующего болезни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс Иванович

Мировоззрение – интеллигенция, но… Смотрим с Молотовым по телевизору документальный фильм о Ленине. Показывают Симбирск.– Керенский тоже там родился, – говорю.– Керенский – способный человек, хороший оратор. Доводилось много раз слушать его и тут же выступать против

Из книги Сон сбылся автора Боско Терезио

Правильное применение силы Один из учителей как всегда опаздывал, и в классе царила невообразимая суматоха. «Некоторые хотели избить Комолло и еще одного хорошего паренька, Антони Кандело – пишет дон Боско. Я требовал оставить их в покое, но хулиганы не послушались и

Из книги Караджале автора Константиновский Илья Давыдович

ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО Современники Караджале думали, что он пишет мало. «Бурную ночь» написал двадцатисемилетний автор. «Потерянное письмо» - тридцатидвухлетний. После этого прошли годы, и казалось, что Караджале забросил серьезную работу. Драма «Напасть» успеха не имела.

Из книги Целиковская автора Вострышев Михаил Иванович

Мировоззрение Целиковская, чей дедушка был сельским дьячком, а отец, уже переселившись в Москву, подрабатывал регентом церковного хора в Елоховском соборе, нередко ходила в Божий храм. Но, по ее словам, об этих посещениях она не любила рассказывать знакомым.Она никогда не

Из книги Хичкок. Ужас, порожденный «Психо» автора Ребелло Стивен

Забота о «Психо» и правильное обращение с ним Ловко перехитрив цензуру, Хичкок мог свободно переключиться на то, чтобы обмануть кинообщественность. К тому времени он с удовольствием осознал, что достиг своей цели: снял фильм, не похожий ни на один из прежде им созданных, и

Из книги Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа автора Сухих Игорь Николаевич

МИРОВОЗЗРЕНИЕ …Его упрекали в отсутствии миросозерцания. Нелепый упрек! Миросозерцание в широком смысле слова есть нечто необходимо свойственное человеку, потому что оно есть личное представление человека о мире и о своей роли в нем.В этом смысле оно свойственно даже

Из книги В круге последнем автора Решетовская Наталья Алексеевна

Правильное решение! После того, как мы узнали об Указе Президиума Верховного Совета СССР о лишении Солженицына гражданства СССР и выдворении его за пределы Советского Союза, мы сказали, собравшись в цехе: «Правильное решение!»Мы - молодые токари завода, выпускники

Из книги Михаил Ломоносов автора Баландин Рудольф Константинович

Мировоззрение О Ломоносове как философе мнения противоречивы. Профессор философии Санкт-Петербургского университета Н.О. Лосский, высланный в 1922 году из Советской России, в «Истории русской философии» (1951) о нем даже не упомянул.Другой русский философ-эмигрант,

Из книги Доказательство Рая автора Эбен Александер

Из книги Чехов без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Мировоззрение Александр Рафаилович Кугель:Чехов не принадлежал ни к какому литературному кружку. Чехов был в «Нов. Времени», но он был там случайным гостем; он был в «Русск. Мысли», но появлялся и в «Нов. Времени»; он завсегдатайствовал у Суворина, а пьесу ставил в

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Правильное задание Правильно ли была дана программа наших учреждений в Нью-Йорке? Сравним ее со многими институтами искусства и скажем: задание было правильно. Вот Музей Современного Искусства в Нью-Йорке с его растущими собраниями, с выставками, с изданиями, с

Из книги Тургенев без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Мировоззрение Яков Петрович Полонский:Философские убеждения Тургенева и направление ума его имели характер более или менее положительный и под конец жизни его носили на себе отпечаток пессимизма. Хотя он и был в юности поклонником Гегеля, отвлеченные понятия,

Из книги Гитлер и его бог [За кулисами феномена Гитлера] автора Фрекем Джордж ван

14. Мировоззрение Шри Ауробиндо Эволюция не закончена; разум – это не последнее слово природы, а человек – не последняя ее форма. И как человек произошел от животного, так и из человека появится сверхчеловек. Шри Ауробиндо Двойная лестницаМировоззрение Шри Ауробиндо

Из книги Самый большой дурак под солнцем. 4646 километров пешком домой автора Рехаге Кристоф

Правильное место Дюжина детей влетела в мою комнату с деревенской улицы и скачет вокруг меня. Я должен показать им фотографии. Мы сидим на моем «кане» и просматриваем фотографии на ноутбуке – еще одну, еще и еще. Если какая-то фотография особенно нравится им, то я должен

Из книги «Мы прожили не напрасно…» (Биография Карла Маркса и Фридриха Энгельса) автора Гемков Генрих

Новое мировоззрение В своей насчитывающей несколько сот страниц рукописи Маркс и Энгельс разъясняли, что, прежде чем люди смогут заняться политикой, наукой, искусством, религией, они должны есть, пить, одеваться и иметь жилище. Они доказывали, что производство

Из книги Дневник молодежного пастора автора Романов Алексей Викторович

Правильное понимание Когда ты служишь молодежи, ты должен понимать, что молодежь через какое-то время вырастет и уйдет, а некоторые и уедут. Но ты должен быть настроен позитивно. Кто-то говорит так: «В Москву все едут жить». Но и из Москвы люди уезжают.Я помню, как одна

На этот вопрос мне легко ответить потому, что его задал не я, автор книг по новой тематике взглядов на мироустройство, а один из посетителей Московской международной книжной выставки-ярмарки 2010 года на ВВЦ в Москве в начале сентября 2010 года ВИКТОР ГУМОВ. К сожалению, вы не совсем глубоко задумались над его словами: «Уважаемый Николай Васильевич! Ваши книги по объёму средние, но содержание их огромное, оно даёт читателю великое удовлетворение и вызывает в сознании правильное мировоззрение и чёткую жизненную позицию. С удивлением ознакомился, и восхищён содержанием книг, хотя просмотрел без глубокого чтения. Мне представилась возможность с Вами ознакомиться как с Автором великих творческих философских трудов.
Желаю Вам творческих успехов и удач. Виктор Гумов. 2.09.2010 г.»

Признаться честно, я не люблю дискуссий. Они мне напоминают базар, где каждый предлагает только свой товар, не видя и не слыша другого товародавца.
При этом выделяется такая внутренняя агрессия, которая во сто крат может перекрыть открытую. И ничем не удержать такую агрессию, потому как она исходит не из внешних проявлений поведения человека, а внутреннего содержания его ГЕНЕТИЧЕСКИХ (животных) начал. Именно она – эта внутренняя агрессия – и порождает на Земле зло, войны, терроризм, жадность, всё остальное, что мешает Человечеству нормально жить и торить путь в Будущее.
Может, я не прав, но мне кажется, что внутренняя агрессия сродни тому, что характеризуется словом «ЛЮМЕНЬ» из известного анекдота, когда умный и грамотный рядовой сделал замечание своему командиру по части правильного произношения слова «Алюминий», а тот ответил:
- Я сказал – «ЛЮМЕНЬ», значит – «ЛЮМЕНЬ»!
Чувствуете родство этих вещей? Думаю, УЖЕ почувствовали, ибо, в противном случае, вы не проявляли бы к моим эссе такого внимания, которое оказываете каждый раз, когда обнаруживаете на моей страничке в «Прозе.ру» что-то новенькое, свежее. А это уже симптом ПРАВИЛЬНОГО восприятия того мира, который я вам предлагаю для обозрения. Вам наскучили неправильные суждения о вашей жизни, вам надоели «люменедавцы», мучавшие вас годами и десятилетиями. Вы соскучились по новому, новейшему, парадоксальному. Вы хотите знать, уметь, читать, обсуждать, но что-то вам всё-таки мешает воспринимать всё это так же просто, как просто это делаю я, ваш автор?! Вам мешает всё та же ваша ВНУТРЕННЯЯ агрессия, которая без спроса вашего сознания нахально «вылазит» из вашего генетического «нутра»! Ей так и хочется уколоть автора, подставить ему ножку, съязвить ему – и так «радостно» делается у вас на душе, что потом делается и стыдно, и обидно, что не смогли обуздать её подлую натуру.
Кстати, напомню: слово «natura» - «природа».
Так, что же это такое – внутренняя агрессия? Это БУКВАЛЬНО всё, с чем тот или иной человек не только не соглашается, но и тотчас отвергает с порога, не давая ни себе, ни этому человеку оценить суть обсуждаемого вопроса. Вспомните: «Сказал: «люмень», значит, «люмень»!
А что такое ПРАВИЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ? Это всё, что подпадает под оценку РАЗУМА, РАЗУМНОСТИ Человека. Даже то, что, на первый взгляд, кажется, противоестественным, обидным, оскорбительным, даже, порой, кощунственным. Например, вот такой случай, который однажды произошёл со мной и моими собеседниками.
Спрашиваю одну молодую пару:
- Зачем вы хотите родить ребёнка?
Удивились они, конечно, такому вопросу, но ответили:
- Чтобы он жил, рос, получил образование, работал, завёл свою семьи, тоже имел детей, внуков.
- А что потом? – спрашиваю я их. – Они ведь тоже когда-то уйдут из жизни!
- Да, уйдут, - ответили они. – Ну и что? И мы уйдём, и все уйдут!
- Выходит, вы своего дитя родите исключительно для смерти? Знаете об этом, но всё равно решаете родить?! Почему? Зачем? Что вами движет в этом вопросе?
Как вы думаете, что мне на это ответили мои собеседники? Они обвинили меня в том, что такому человеку, как я, не надо было родиться вообще, коль я ношу в себе такие мысли. Они отошли от меня в обиде и зле. Не дослушали до конца, что я был намерен сказать им как отец по возрасту. А сказал бы я им вот так:
- Да, ребята, вы родите дитя своё на смерть, на её объятия в любой миг его жизни. Но разве смысл жизни только в этом? Он – в том, чтобы рождённый на свет увидел и познал, что есть в Природе такое состояние Материи – ЖИЗНЬ! Так научите ценить в вашем дитя не всю эту прелесть в целом, а по тем отдельным её кусочкам, событиям, случаям, секундам, часам и минутам, из которых она состоит, но как ЦЕЛОЕ и НЕДЕЛИМОЕ ЯВЛЕНИЕ Вселенной! И пусть он запрячет свою внутреннюю агрессию в самые что ни на есть глубины своей генетики, и НИКОГДА не позволяет ей вылезать наружу! Чтобы каждое слово, обращённое к нему со стороны другого человека, было воспринято им, как самое дорогое, а, возможно, и самое ПОСЛЕДНЕЕ в его Судьбе! И всё, что бы он не увидел на пути следования по дороге Жизни, только ВОСХИЩАЛО его сознание, ПОТРЯСАЛО его своим неповторимым совершенством, ибо там, куда уходят люди после жизни на Земле, этого нет вообще. Это есть только здесь, на Земле! И что всё это дано тебе, Человек, исключительно в награду за твой Разум! Во имя твоей СВЕТЛОЙ радости и ТРЕЗВОГО осознания Жизни. Жизни, хотя и короткой, но такой длинной, если принимать её без агрессии и зла, и тогда она становится в тебе силой созидания ДРУГОЙ, более совершенной Жизни! Вот это и есть ПРАВИЛЬНОЕ Мировоззрение!

Всё остальное на эту и другие темы – в моих книгах. Читайте, радуйтесь, наслаждайтесь! И помните: другого такого автора ныне в мире просто нет. Такие рождаются исключительно поодиночке. Ныне – мой черёд. Ныне жребий пал на меня. Но придёт завтра – и жребий падёт на другого. Вот это и есть Закон Мудрой Жизни, где отсутствует не только внутренняя, но и всякая агрессия.
Ваш Николай Куклев

Мировоззрение человека

18.03.2015

Снежана Иванова

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо...

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Творят любовь и доброта.
Зло разрушая, убивает.

Человек с рождения постигает окружающий его мир посредством рецепторного восприятия, сопровождаемого словесным закреплением познаваемого. Так, призывая новорожденного к себе и называя себя, мать дает малышу понять, что это не просто самый родной на земле человек, но тот, кто сытно накормит, согреет и приласкает его. Поэтому слово МАМА у каждого из нас ассоциируется с самыми безмятежными и счастливыми днями жизни. То есть, познание человеком окружающего мира, различение и сопоставление сопутствующего ему фактологического массива сопровождается наущением.

И хотя вначале он пытается все обозначать своим собственным языком (вспомните агукания малышей), с течением времени, по мере вхождения ребенка в коллективную среду, семья, а затем общество научают его не просто обозначать образы предметов и явлений звуковыми кодами, но и помечать их положительными, либо отрицательными знаками. Так как жизнь человека вне общества не мыслима, словарно-речевой аппарат ребенка формируется так, чтобы в последующем он стал для него достаточным пропуском не только в языковую среду, но и в социальную и нравственную атмосферу общества. Таким образом, с рождения внедряя в маленького человечка определенные информационные образы, семья, школа и общество формирует, или образовывает новую уникальную личность.

В чем проявляется эта уникальность?

Во-первых , в том, что от рождения каждый из нас помечается личной, нигде более не встречающейся метой в виде папиллярного узора на кончиках пальцев.

Во-вторых , каждый из нас наделяется неповторяющейся способностью, совершенно отлично от других воспринимать, усваивать и отображать базовые образы социальной среды. Интересные наблюдения,- рядом на грядке, в одной земле, в одних условиях растут клубника и перец. Клубника превращает сок земли в сладость, а перец в горечь! Рядом на одной улице живут, вместе воспитываются, ходят в один класс одной и той же школы два сверстника. А судьбы у них сложатся по-разному.

Один будет жить в ладу с законами человеческого общежития, другой насаждать обществу собственные нормы поведения. При этом и тот и другой будут отстаивать свою правоту. Но не менее любопытно то, кого из них общество назовет добродетельным, а кого порочным? Кто оставит о себе добрую память из итогов своего бытия, а кто сожаление?

Ответ общества, в данном случае, непременно будет проистекать из доминирующих в нем на тот момент представлений о добре и зле. Ибо только коллективный разум хранит в своей среде различные нравственные категории, сопоставление которых позволяет сертифицировать стандарты человеческого поведения. Вспомните, еще совсем недавно советские люди были самой читающей нацией, чьей духовной пищей, по преимуществу, были шедевры мировой литературы. Кто из тогдашних читателей мог себе представить кумиром рвача, бандита или предателя!?

Этого не было! И потому случаев «прорыва» дикости в повседневный быт было ничтожно мало. В отличие от современных писателей и кинематографистов, поставивших человеческие пороки на конвейер, массовая образованность советского общества отторгала их тогда как инородные тела.

Действительно, универсальных нравственных заповедей в каждом обществе относительно немного, но различная способность их усвоения человеком, предопределяет в последующем вариативность сумм его положительных и отрицательных поведенческих качеств. Тоже и на уровне общества. Словом, как в музыке. Нот всего семь, но их различные комбинации позволяют создавать бесчисленное множество (сольных и в составе оркестра) неповторимых музыкальных произведений, (кстати, не обязательно высокохудожественных).

Итак, человек - гражданин, помимо собственной неповторимости и уникальности, обязательно является социальным продуктом. И потому вывод напрашивается сам; - тем совершенней и безконфликтней общество или нация, чем больше в нем правильно образованных (воспитанных) людей.

Генетический код человека сложен таким образом, что на освоение каких - либо жизненных навыков ему отводится совершенно определенное время. Так, на восприятие и воспроизведение речи ему отводятся первые три года жизни. В случае изъятия ребенка из языковой среды в этом возрасте, его затем практически невозможно научить разговаривать.

Из каких же базовых образов - блоков, и в какой последовательности складывается фундамент личности человека? Совершенно очевидно, что основой для формирования его мировоззрения, прежде всего, служат нравственные устои первой социальной ячейки - семьи. Взаимоотношения родителей между собой и с детьми, братьями, сестрами, дедушками и бабушками, царящая там атмосфера любви или разлада. Затем в процесс коррекции мировоззрения включаются учителя, друзья и иные коллективы, привнося в воспитательное воздействие доминирующие социальные требования. При этом, незыблемой платформой для начального образовательного процесса, вплоть до недавнего времени оставались любовь и героика.

И если фундаментные блоки - образы, определяющие мировоззренческую позицию, во-первых, отформованы без изъянов, а затем сложены последовательно и ровно, такой человек с большой долей уверенности, бесконфликтно войдет в общество, станет полноправным его членом. Потому что все последующие образы - знания у него будут иметь под собой прочный, нерушимый фундамент. А значит, минимален риск его антисоциального поведения, ибо нажитой информационный багаж будет служить ему безошибочным путеводителем в самых сложных ситуациях. И наоборот.

Осетины по этому поводу говорят коротко, но емко; - если посадил грушу, не ищи потом под ней яблоки.

Или, человек есть то, сколько он познал.

Чем больше положительного знает и понимает человек, чем интеллигентней он, тем его жизнь ровней и комфортней. И наоборот, чем меньше он знает и понимает, тем жизнь его конфликтней и сумбурней. Если согласиться со строгим иерархическим порядком в биосфере, то надо принять безоговорочно и то, что человек от рождения, как высший представитель биологической цепи, прообраз и подобие Божье, послан создателем на Землю этаким арбитром, наблюдающим за соблюдением «Божьего промысла» на нашей планете. Но зачастую, не сумев осознать собственную уникальность в составе человеческого сообщества, собственную ответственность за происходящие в обществе процессы, иные люди бездумно выводят себя за рамки общежития, обрекая себя и окружающих на муки. А виной тому, прежде всего, их слабый психотип, усугубленный неправильным образованием. Точнее, необразованностью!

Наличие у таких деятелей даже институтских дипломов и ученых степеней ни о чем не говорит. Для таких дипломы являются лишь инструментом для решения имущественных проблем.

Высокообразованные субъекты уничтожали СССР вовсе не из ненависти к Сталину, а из-за возможности что-то урвать при сбыте бескрайних территорий страны вместе с неисчерпаемыми природными ресурсами (одна только сдача Шеварднадзе шельфа Берингова пролива чего стоит!). При этом мы как-то стыдливо опускаем, что вместе с территорией они за гроши продали и нас.

Эти, с позволения сказать «люди» из-за пробелов в начальном образовании (воспитании), сызмальства усвоившие несправедливость как некую общественную норму, дорвавшись до вершин власти, закономерно превратились в мощные генераторы зла. Вспомните, с каких ужасающих катастроф начинался приход к власти Горбачева, Ельцина, Дзасохова, Путина.

Сегодня их политику в более утонченной форме продолжают современные российские чиновники, без зазрения совести ошкуривающие собственный народ и страну. Думаю, вышеизложенное не тайна за семью печатями и потому многие наши сограждане понимают истинный смысл реформы образования в России.

В частности, почему правильное советское образование меняется на неправильное американское образование.

Я же представляю ее смысл в том, чтобы разрушить базовое образование, - фундамент правильного мировоззрения. Личность детей «убивают» на взлете, пока они не успели стать гражданами! И потому ответственными за процесс одичания россиян назначили школу!

Именно поэтому насильно внедряется в школу ЕГЭ и скандальный образовательный стандарт Фурсенко!

Именно поэтому мы барахтаемся в помоях порнографии, чтобы на уровне семьи разрушить в новых поколениях правильное мировоззрение!

Именно поэтому пропагандируются однополые и гражданские браки!

Конечной же целью этого преступного, на мой взгляд, замысла является консервация мировоззрения россиян на пещерном уровне для беспрепятственного грабежа принадлежащих им от рождения природных богатств!

Тамерлан Цомайты